Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 20.07.2021 № 1677-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «СИБЭНЕРГОКОТЛЫ» на нарушение его конституционных прав подпунктом 5 пункта 3 статьи 44, пунктами 1 и 3 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктом 4 статьи 62, пунктами 1, 2 и 5 статьи 63, подпунктом 2 пункта 5.1 статьи 64 и пунктом 1 статьи 64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации»

20, Июля 2021

Суть жалобы:

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статьям 1 (часть 1), 8, 15 (части 2 и 3), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2), 45 (часть 2), 55 (части 2 и 3) и 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют налоговым органам игнорировать установленные для кредиторов правила предъявления требований к ликвидируемой организации.

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно – правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены особенности исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, которые в том числе предполагают право налогового органа на проведение выездной налоговой проверки независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки, а также исполнение обязанности по уплате выявленной недоимки ликвидационной комиссией с учетом очередности исполнения требований кредиторов (статьи 49 и 89). При этом уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки (подпункт «в» пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В свою очередь, оспариваемое положение статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает прекращение обязанности по уплате налога и (или) сбора во всех случаях, когда для этого возникают обстоятельства, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение соответствующей обязанности (подпункт 5 пункта 3).

Что касается оспариваемых положений Гражданского кодекса Российской Федерации, то они устанавливают общий порядок ликвидации юридического лица и удовлетворения требований кредиторов, а также предусматривают положения о защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица и обязанностях лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица (статьи 62–64.1).

Данные нормы, направленные на достижение определенности в вопросе о порядке ликвидации юридического лица и предполагающие защиту прав и имущественных интересов всех кредиторов ликвидируемого юридического лица, в том числе путем учета их требований в промежуточном ликвидационном балансе, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права ликвидируемого юридического лица.

Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части соблюдения законодательно установленного порядка исполнения налоговой обязанности и предъявления требований при ликвидации организации, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.