Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 26.04.2021 № 652-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы публичного акционерного общества «Саратовнефтегаз» на нарушение его конституционных прав пунктом 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 6, частью 3 статьи 9, частью 1 статьи 13 и частью 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»

26, Апреля 2021

Суть жалобы:

По мнению ПАО «Саратовнефтегаз», пункт 5 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (в оспариваемой редакции) содержал неясность в расчете коэффициента КЗ для целей налога на добычу полезных ископаемых в случаях, когда в запасах участка недр учитываются разные полезные ископаемые. При этом оспариваемые нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как полагает заявитель, позволяют суду при разрешении дела ссылаться на документы (пояснительную записку к законопроекту), которые не относятся к нормативным актам.

В связи с этим заявитель считает, что указанные законоположения противоречат статьям 1 (часть 1), 2, 15 (части 1 и 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 45, 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3), 57, 75 (часть 3) и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Правовое регулирование отношений, связанных с взиманием налога на добычу полезных ископаемых, осуществляется на основании норм главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налогоплательщиками по данному налогу признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации; объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются, в частности, полезные ископаемые, добытые из недр; налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого с использованием таких экономико-правовых характеристик объекта налогообложения, как стоимость либо количество, применение которых зависит от конкретного вида добытого полезного ископаемого; для случаев определения налоговой базы как стоимости добытого полезного ископаемого налоговая ставка устанавливается в виде определенного процента этой стоимости (адвалорная ставка); если налоговая база определяется как количество добытого полезного ископаемого, то применяются специфические (твердые) налоговые ставки – в рублях за единицу добытого полезного ископаемого; налоговым периодом по налогу признается календарный месяц (статьи 334–342).

Обращаясь к вопросам исчисления налога на добычу полезных ископаемых, Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что регулирование размера налоговой ставки является составной частью механизма определения действительного размера налогового обязательства субъектов предпринимательской деятельности, являющихся плательщиками налога на добычу полезных ископаемых, и осуществляется с учетом специфики недропользования как вида экономической деятельности; исчисление же налога должно осуществляться во взаимосвязи со всеми элементами налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (определения от 28 июня 2018 года № 1630-О и от 27 сентября 2018 года № 2458-О).

Оспариваемое регулирование, устанавливающее для расчета налоговой ставки по налогу на добычу полезного ископаемого коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр, подлежит применению на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых (статья 31 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах») с учетом иных положений главы 26 (в частности, во взаимосвязи со статьями 336 «Объект налогообложения» и 337 «Добытое полезное ископаемое») Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, данное регулирование, принятое федеральным законодателем в рамках его дискреции и направленное на выявление действительного размера налогового обязательства в сфере недропользования, само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Что касается оспариваемых норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то они предусматривают общие положения о законности при рассмотрении дел арбитражным судом (статья 6), состязательности (статья 9), нормативных правовых актах, применяемых при рассмотрении дел (статья 13), вопросах, разрешаемых при принятии решения (статья 168), устанавливая тем самым процессуальные гарантии для принятия арбитражным судом законного и обоснованного решения и не предполагают их произвольного применения, а следовательно, сами по себе также не могут расцениваться в качестве нарушающих конституционные права заявителя, дело с участием которого было разрешено арбитражным судом не только с использованием в качестве аргументации сведений, отраженных в пояснительной записке к законопроекту, но и с применением законов и иных нормативных правовых актов.

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.