Определение КС РФ от 26.04.2021 № 608-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фасгиева Анатолия Нургалеевича на нарушение его конституционных прав статьями 88, 100, 101 и 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
Неконституционность положений статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 420-ФЗ заявитель усматривает в том, что данное регулирование ставит возможность получения инвестиционного налогового вычета в зависимость от периода приобретения ценных бумаг, реализованных впоследствии налогоплательщиком; при этом оспариваемые статьи 88, 100 и 101 названного Кодекса позволяют произвольно инициировать мероприятия налогового контроля. С учетом этого указанные законоположения, по мнению А.Н.Фасгиева, не соответствуют статьям 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 7 (часть 1), 8 (часть 2), 15 (части 2 и 3), 17 (часть 1), 18 и 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1), 52–54 и 55 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Позиция Конституционного Суда:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, будучи связан при осуществлении налогового регулирования требованиями обеспечения конституционных принципов справедливости, равенства всех перед законом и судом, соразмерности в сфере налоговых отношений, вместе с тем обладает достаточно широкой свободой усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, порядок исчисления налога, круг лиц, а также основания и порядок освобождения от налогообложения (определения от 14 декабря 2004 года № 451-О, от 16 ноября 2006 года № 465-О, от 3 апреля 2009 года № 480-О-О, от 24 февраля 2011 года № 152-О-О и др.).
Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливая федеральный налог на доходы физических лиц, предусматривает, что объектом налогообложения являются доходы, полученные налогоплательщиком, и указывает их основные виды (статьи 208 и 209). По смыслу статей 208–210 данного Кодекса налогообложению подлежат все доходы, получаемые физическим лицом в течение налогового периода, независимо от формы – денежной, натуральной, в виде материальной выгоды. 4
Вместе с тем в Налоговом кодексе Российской Федерации закреплен и ряд льгот по данному налогу, включая право на получение налоговых вычетов при определении налоговой базы (статьи 218–221). Так, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 420-ФЗ была введена статья 219.1 данного Кодекса, предусматривающая инвестиционные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц.
В силу данного регулирования право на предоставление инвестиционных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется к доходам, полученным при реализации ценных бумаг, приобретенных после 1 января 2014 года. Такое налоговое регулирование, принимая во внимание названные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласуется с широкими дискреционными полномочиями федерального законодателя по предоставлению налогоплательщикам льгот, в том числе в части уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
Следовательно, оспариваемые положения статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации и часть 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 420-ФЗ сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте, учитывая среди прочего то обстоятельство, что налогоплательщики, реализовавшие ценные бумаги (в том числе приобретенные до 1 января 2014 года), вправе учесть для целей налогообложения документально подтвержденные и фактически осуществленные расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг (пункты 10 и 12 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Что касается оспариваемых А.Н.Фасгиевым статей 88, 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, то данные законоположения, регулирующие процедурные вопросы налогового контроля и тем самым выступая в качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, не предполагают их произвольного применения и сами по себе также не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.