Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 28.01.2021 № 148-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Угрюмовой Надежды Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 55, пунктом 4 статьи 89, пунктом 8 статьи 101 и пунктом 4 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации»

28, Января 2021

Суть жалобы:

По мнению заявительницы, оспариваемые нормы Налогового кодекса Российской Федерации не соответствуют статьям 7, 19 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют налоговым органам, привлекая налогоплательщиков к налоговой ответственности, произвольно определять размер полученной необоснованной налоговой выгоды.

Позиция Конституционного Суда:

Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно – правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.

В качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, которым признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах. Одним из полномочий налоговых органов является право на проведение в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки (статья 89 Налогового кодекса Российской Федерации). Оспариваемый пункт 4 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий, в частности, трехлетний предельный срок глубины охвата выездной налоговой проверки, направлен на установление надлежащего механизма реализации налогоплательщиками налоговой обязанности, контроля за ее исполнением и защиту прав налогоплательщиков, а потому не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявительницы.

По результатам проведения налоговым органом выездной налоговой проверки может быть вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии к тому достаточных оснований (статья 101 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом оспариваемый пункт 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует содержание решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе обязывает уполномоченный орган изложить обстоятельства совершенного правонарушения, указать статьи этого Кодекса, предусматривающие данные правонарушения и применяемые меры ответственности, а также размер выявленной недоимки, соответствующих пеней и подлежащего уплате штрафа. Таким образом, данное законоположение, регулирующее вопросы, связанные с вынесением решения налоговым органом по итогам мероприятий налогового контроля, также не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы в указанном ею аспекте.

В соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица физические лица производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (подпункт 1 пункта 1); при этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц (пункт 4). Данное регулирование, устанавливая особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, направлено на создание надлежащей нормативной основы для исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы, равно как и оспариваемый ею пункт 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащий определение понятия «налоговый период».

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.