Определение КС РФ от 28.01.2021 № 79-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества «Крымморгидрострой» на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 3 Закона города Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», пунктом 5 части 1 статьи 2 Закона города Севастополя «О земельном налоге», а также отдельными положениями ряда постановлений Правительства Севастополя»
Суть жалобы:
По мнению АО «Крымморгидрострой», оспариваемые законоположения противоречат статьям 8, 19, 72 и 76 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они устанавливают для заявителя худшие условия хозяйственной деятельности по сравнению с другими субъектами предпринимательской деятельности в аналогичной ситуации, находящимися на территории других субъектов Российской Федерации.
Позиция Конституционного Суда:
Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Частично удовлетворяя требования заявителя и устанавливая годовую ставку арендной платы в размере 2,4%, суды исходили из того, что к отношениям сторон подлежит приоритетному применению законодательство города Севастополя, и именно в этом АО «Крымморгидрострой» усматривает нарушение своих конституционных прав.
Между тем, как ранее отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя – особый случай, требующий принятия ряда специальных мер, обеспечивающих в том числе реализацию материальных прав участников гражданских правоотношений, сложившихся в Республике Крым до ее принятия в Российскую Федерацию (определения от 25 сентября 2014 года № 2155-О, от 24 марта 2015 года № 653-О и от 19 декабря 2019 года № 3466-О).
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Таким нормативным правовым актом является Закон города Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», в соответствии с которым были приняты Порядок переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года, а также Порядок расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов.
Следовательно, оспариваемые положения названных актов, во взаимосвязи предусматривающие специальные правила определения размера платы за аренду земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, и обеспечивающие в том числе реализацию материальных прав участников гражданских правоотношений, сложившихся в Республике Крым до ее принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе двух новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в системе действующего правового регулирования не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Пункт 5 части 1 статьи 2 Закона города Севастополя «О земельном налоге» сам по себе также не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте, поскольку принят региональным законодателем в пределах его компетенции.
Что же касается пункта 2.3 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью города федерального значения Севастополя, руководствуясь которым Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя первоначально установил заявителю ставку арендной платы в размере 2,4% (что и послужило поводом для последовавшего спора), то представленными заявителем судебными постановлениями применение названного положения в деле с его участием не подтверждается, поскольку суды установили, что на момент рассмотрения дела данный нормативный правовой акт утратил силу, а потому в этой части жалоба также не может быть признана допустимой в соответствии с требованиями статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.