Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

«Призываем начать налоговые отношения с государством с чистого листа»

20, Сентября 2018
Д.В. Вольвач,
начальник Управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС России, государственный советник РФ 1-го класса, канд. юрид. наук

Международный обмен налоговой информацией, налоговая амнистия капитала, репатриация активов из-за рубежа — эти темы сейчас на слуху и интересуют каждого налогоплательщика. Поговорим о том, что происходит и чего ждать в ближайшем будущем, с представителями ФНС России, как никто другой осведомленными в этих вопросах


Биография

Д.В. Вольвач

Родился в 1972 г. в г. Москве.

В 1995 г. окончил физический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, в 1998-м — Специализированный институт юриспруденции МГУ, в 2001-м — Всероссийскую государственную налоговую академию МНС России.

В налоговых органах РФ с 1998 г.

В 2005—2011 гг. возглавлял управления ФНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Ставропольскому краю, Псковской области, в 2011 г. — Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества; с июня 2014-го по апрель 2018 г. — Управление стандартов и международного сотрудничества ФНС.

Под его руководством создана автоматизированная система анализа и контроля трансфертных цен, реализована программа заключения соглашений о ценообразовании с крупнейшими налогоплательщиками. Активизировано взаимодействие по налоговым вопросам в рамках ОЭСР, ООН, БРИКС и IOTA. Развивается налоговое сотрудничество стран — членов ЕАЭС.

Занимается повышением качества обмена налоговой информацией с другими странами. Особое внимание — повышению качества оказания госуслуг налогоплательщикам, переходу на удаленные каналы взаимодействия, внедрению системы контроля качества.


 

Международный обмен информацией с налоговыми администрациями 

— Дмитрий Валерьевич, предлагаю начать с работы ФНС России по внедрению автоматического обмена информацией с налоговыми администрациями других стран. И прошу поделиться официальными данными. 

— Как вы знаете, обмен информацией — это ключевой пункт налоговой повестки «Большой двадцатки», в рамках которой одобрены два стандарта обмена: Единый стандарт отчетности финансовой информации, или Common Reporting Standard, CRS, и Стандарт обмена страновыми отчетами, или Country-by-Country Reporting, CbC. 

Реализация каждого из них проходит в сроки, установленные международными договорами.


 

В. И. Голишевский,

заместитель начальника Управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС России, государственный советник РФ 2-го класса 

Биография

В. И. Голишевский

Родился в 1984 г. в г. Шахтинске Карагандинской области (Казахская ССР).

В 2007 г. окончил экономический факультет Мичуринского государственного аграрного университета. В 2011—2012 гг. — повышение квалификации во Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России.

В 2007 г. начал службу в налоговых органах Тамбовской области, с 2009-го — в ФНС. С июля 2011 г. — начальник отдела методологии и информационного обеспечения Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества. С июня 2014-го по октябрь 2015 г. — заместитель и начальник Управления трансфертного ценообразования. С октября 2015-го по апрель 2018 г. — зам. начальника Управления стандартов и международного сотрудничества.

Занимается реализацией автоматического обмена информацией для налоговых целей и инициатив, разработанных в рамках проекта BEPS.

В 2010—2011 гг. представлял ФНС в Европейской организации налоговых администраций. С 2012 г. участвует в деятельности целевых рабочих органов ОЭСР, в частности по вопросам налогообложения транснациональных компаний.


 

Россия обозначила время начала обмена финансовой информацией — с сентября 2018 года, страновыми отчетами — в течение 18 месяцев со дня окончания отчетного финансового года. 

В соответствии с Законом № 340-ФЗ1 первым отчетным финансовым годом является финансовый год, начавшийся в 2016 году, в рамках добровольного порядка. Поэтому можно говорить об автоматическом обмене страновыми отчетами как о состоявшемся и о завершающей стадии подготовки к обмену информацией о финансовых счетах. Оба проекта уже перешли в практическую плоскость. 

1Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний». 

На данный момент проведен автоматический обмен страновыми отчетами с 26 государствами, территориями, в рамках которого нам в Службу поступила информация о почти 600 крупнейших международных группах компаний, присутствующих в России. И сведения продолжают поступать. Среди наших партнеров — компетентные органы Великобритании, Германии, Нидерландов, Кипра и многих других стран. 

— Можно ли утверждать, что ФНС России готова к новым стандартам работы, все ли форматы отчетности утверждены? 

— Служба не просто готова, а уже реализует автоматический обмен в промышленном режиме. 

В течение полугода после принятия Закона № 340-ФЗ мы интенсивно работали над утверждением необходимых подзаконных актов, которых оказалось немало. Провели дополнительные переговоры с отдельными компетентными органами иностранных государств, чтобы с декабря прошлого года еще больше увеличить периметр автоматического обмена. 

Проведена большая, но, наверное, не всем заметная работа по созданию и тестированию программного обеспечения как на внутреннем — национальном, так и на внешнем — международном контурах. В течение июня мы активно тестировали с нашими партнерами передачу данных в рамках стандарта страновых отчетов. Сейчас тестируем обмен финансовой информацией. 

— Владимир Игоревич, будет ли ФНС России использовать возможность спонтанного обмена информацией, в том числе передавать по своему усмотрению сведения о налогоплательщиках, которые могут быть интересны зарубежным налоговым органам? 

— Обмен информацией, в том числе инициативный, или «спонтанный», если переводить дословно, является взаимным процессом. Еще в 2011 году были прецеденты, когда наши иностранные коллеги инициативно делились информацией о финансовых счетах российских резидентов. Другое дело, что при использовании в рамках контрольной работы полученная информация специально не маркируется: получена по запросу или инициативно. 

Более того, в 2015 году в рамках реализации проекта по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения — так называемого Плана BEPS — налоговые администрации договорились инициативно обмениваться информацией о налоговых рулингах и соглашениях о ценообразовании. Речь идет о Стандарте обмена налоговыми рулингами, или Exchange Tax Rulings, ETR. Указанный стандарт не оперирует умозрительным интересом иностранных партнеров, а определяет конкретные случаи, типы рулингов и сроки, в которые должна поступать информация2

2Подробнее см.: Вольвач Д.В., Голишевский В.И., Кадет А. В. Минимальные стандарты проекта BEPS: обмен налоговыми рулингами // Налоговая политика и практика. 2017. № 6. С. 75–80. 

С 2016 года в ФНС России начали поступать по установленной форме сведения о налоговых рулингах и соглашениях о ценообразовании, положения которых затрагивают налоговые обязательства российских налогоплательщиков. Есть и прецеденты с нашей, ФНС России, стороны, когда мы информируем иностранных коллег о заключенных соглашениях о ценообразовании. 

— Информация из других государств о российских налогоплательщиках как-то уже используется в налоговом контроле? Можете привести примеры? 

— За примерами далеко ходить не нужно. Открываете последнюю арбитражную практику по применению концепции фактического получателя дохода, например дела ПАО «Северсталь» и банка «Интеза»3, другие чуть менее нашумевшие дела, и видите, что существенное, если не решающее значение имеют доказательства, полученные от иностранных компетентных органов. 

3Дела № А40-113217/16 и А40-241361/2015 соответственно. 

Помимо концепции фактического получателя дохода обмен информацией позволяет доказывать схемы с фиктивными иностранными контрагентами, снимая необоснованные расходы и отказывая в возмещении НДС, формировать доказательственную базу о взаимозависимости сторон, номинальности посредников, сделках о последующей реализации и так далее, что актуально для дел по трансфертному ценообразованию, недостаточной капитализации. 

Но замечу, что сведения, которые ФНС России уже получает в рамках автоматического обмена, а именно страновые отчеты, не являются прямым доказательством неуплаты или неполной уплаты налогов. Это аналитическая информация, которая расширяет возможности риск-анализа, позволяет находить разрывы между номинальной и реальной экономической деятельностью, номинальными и эффективными налоговыми ставками, центрами получения прибыли и убытков. 

Информация о финансовых счетах, которая начнет поступать в ФНС России начиная с сентября и до конца 2018 года, поможет устанавливать не только сам факт наличия финансового счета и его держателя, но и в отдельных случаях незадекларированные доходы от источников за рубежом, контролирующих лиц, а также сопоставлять с данными о контролируемых иностранных компаниях. 

— И еще один вопрос Вам, Владимир Игоревич, о страновых отчетах. Утвержден формат, который описывает требования к XML-файлам, или файлам обмена, передачи странового отчета и уведомления об участии в международной группе компаний в электронной форме. А сами формы налогоплательщики увидят? 

— Странно слышать такой вопрос, потому что и уведомление об участии в международной группе компаний, и страновой отчет представляются исключительно в электронной форме. Положения Налогового кодекса РФ позволяют ФНС России утвердить форматы, порядки заполнения и представления этой отчетности. Формат же представляет собой набор элементов и их характеристик. Поэтому форму указанных документов ФНС России утверждать не вправе, да это и не имеет смысла. 

— Дмитрий Валерьевич, а что с финансовыми организациями? Они готовы представлять информацию о своих клиентах, не являющихся российскими налоговыми резидентами? 

— Отвечая категорически положительно или отрицательно на этот вопрос, я рискую ошибиться, поскольку организаций финансового рынка очень много и, уверен, уровень комплаенса у них разный. Могу лишь отметить, что со своей стороны ФНС России проводила активную разъяснительную работу и привлекала к обсуждению профессиональное сообщество, чтобы организации финансового рынка могли как можно раньше приступить к реализации новых требований международного стандарта. 

С февраля по июнь 2018 года шла работа по запуску онлайн-сервиса представления финансовой информации в тестовом режиме. Мы приглашали все желающие финансовые организации им воспользоваться. Очень многие, в первую очередь, конечно, крупнейшие банки с системным подходом в работе, проводили тестирование. 

Поэтому рассчитываем, что наша основная целевая аудитория подготовлена хорошо. Тем не менее, понимая масштаб задачи, мы готовы слушать и слышать организации финансового рынка, у которых возникнут объективные трудности при представлении отчетов о финансовых счетах в установленный срок. 

Недавно ФНС России провела очередной семинар-тренинг, на котором были продемонстрированы практические примеры подготовки финансовой отчетности с использованием электронного сервиса ФНС России и прозвучали ответы на вопросы участников семинара. 

Сегодня уже более 700 организаций финансового рынка представили свои отчеты в ФНС России, и мы готовим поступившую информацию к трансграничному обмену. 

— Известно, что Совет ЕС обязал консультантов, бухгалтеров и юристов сообщать в налоговые органы об агрессивных налоговых схемах и схемах обхода клиентами CRS, а те в свою очередь станут на регулярной основе обмениваться этими данными с коллегами из других стран Евросоюза. 

В России что-то подобное планируется? 

В. И. Голишевский: — На самом деле коллеги из ЕС транслируют в этой части опыт США, Канады и других англосаксонских стран. Достаточно подробно этот опыт описан в докладе по Мероприятию 12 «Правила раскрытия информации» Плана BEPS. В нем нет конкретного стандарта, есть только срез имеющейся международной практики. Поэтому участвующие в проекте BEPS государства его реализацию оставляют на свое усмотрение.

 

На мой взгляд, о реализации в России подобного пока говорить преждевременно. Однако коллегам из профессионального сообщества — консультантам, аудиторам — необходимо понимать направление развития международной практики, повышающей требования к так называемым налоговым посредникам, и возрастающую степень их ответственности. 

Налоговая амнистия капитала 

— Дмитрий Валерьевич, с 1 марта 2018-го по 28 февраля 2019 года в России проходит второй этап добровольного декларирования зарубежной недвижимости, ценных бумаг, банковских счетов, иностранных компаний, в том числе контролируемых через номинальных владельцев (см. врезку ниже). Какое, на Ваш взгляд, основное отличие этого этапа от первого? 

Налоговая амнистия

Глава ФНС Михаил Мишустин сообщил, что российские налогоплательщики активно пользуются амнистией капитала, количество задекларированных КИК с начала 2018 г. уже выросло на 50%.

За время первой амнистии капитала государство получило в виде НДФЛ и налога на прибыль с КИК 6 млрд руб. Об иностранном участии в разных формах сообщили 12 тыс. физических и юридических лиц. 

— Как ни банально прозвучит, основное отличие — время. Сейчас в мире сложились обстоятельства, которые уже не могут не учитываться российским предпринимательским сообществом. Не буду приводить примеры, многие из которых широко обсуждаются в средствах массовой информации, когда в зарубежных юрисдикциях ставится под сомнение законность происхождения российских капиталов, предъявляются в том числе налоговые претензии, а в отдельных случаях создаются правовые предпосылки, по сути, для конфискации активов. 

Безусловно, важное обстоятельство — успешная работа мирового сообщества по повышению прозрачности офшорных юрисдикций, в том числе присоединению их к автоматическому обмену информацией. В России многие не верили, что автоматический обмен станет реальностью. А если и верили, то сомневались, что его периметр будет достаточно большим. В декабре прошлого года, когда прошла первая волна активации двусторонних отношений по автоматическому обмену с Россией, эти сомнения рассеялись. 

Поэтому я хочу воспользоваться возможностью и призвать отечественный бизнес участвовать в программе добровольного декларирования активов и счетов. Для меня очевидно, что нужно пользоваться шансом, который Президент РФ повторно предоставил бизнесу и гражданам, и начать новый период налоговых отношений с государством с чистого листа. 

— Энергометаллургическая компания En+ изучает возможность смены регистрации с острова Джерси на российскую…4 

— А USM Holdings Алишера Усманова не просто изучает возможность перерегистрации, но и уже переводит активы в Россию. «МегаФон» завершает листинг на LSE. 

— По данным из СМИ, граждане России в 2017 году активно меняли налоговое резидентство5. Как Вы прокомментируете такую информацию: «Самыми популярными направлениями „налогового туризма“ по-прежнему остаются Кипр, Израиль и Мальта. <…> При смене резидентства предприниматели не только выбирают наиболее комфортный налоговый климат, но и защищают сведения о зарубежных счетах»?6

 
4En+ Олега Дерипаски может прописаться в России // Ведомости. 2018. 24 июня. URL: https://www.vedomosti.ru.
5Россияне выводят налоги за рубеж // Коммерсантъ. Радио «Ъ FM». 2018. 12 янв. URL: https://www.kommersant.ru.
6Предприниматели все чаще меняют гражданство из-за ужесточения налогового законодательства // Buziness FM. 2018. 11 янв. URL: http://businessfm.spb.ru.
 

— Израиль? Для физических лиц, Вы уверены? И каким образом израильские коллеги помогут «защитить» сведения о зарубежных счетах лиц, имеющих признаки связи с иностранными государствами? Упомянутые юрисдикции участвуют в автоматическом обмене информации в соответствии с международными обязательствами. Более того, с Израилем мы уже начали тестировать обмен информацией о финансовых счетах, а с Кипром и Мальтой успешно провели обмен страновыми отчетами. 

По налоговому резидентству мы с коллегами наблюдаем обратную картину: количество налогоплательщиков, обращающихся в ФНС России за подтверждением своего статуса налогового резидента Российской Федерации, в последние несколько лет стабильно растет на 20 процентов ежегодно. Вы наверняка знаете, что с 2018 года подтвердить статус налогового резидента РФ можно с помощью электронного сервиса на сайте ФНС России, а сертификат налогового резидентства теперь содержит уникальный проверочный код, которым можно пользоваться во многих странах мира без процедур признания, требующихся для бумажных документов. 

— Если возможно, поделитесь цифрами: сколько уже подано деклараций, на какие суммы, что чаще всего декларируется и так далее. 

— Мы не озвучиваем и не комментируем эти данные до окончания кампании. 

Но могу с уверенностью сказать, что темпы поступления специальных деклараций в ходе второго этапа — или, как говорят в профессиональных кругах, «второй волны» — гораздо выше и интенсивнее, чем были в 2015–2016 годах. Первые спецдекларации поступили в ФНС России в первый же день второго этапа — 1 марта, что свидетельствует о высокой востребованности кампании и готовности граждан и бизнеса участвовать в программе добровольного декларирования. 

— Есть ли какие-то нюансы регулирования текущей амнистии, о которых стоит предупредить декларантов? 

— Основное, о чем нужно помнить декларантам, — что объем гарантий остался без изменений. Как и в рамках программы 2015–2016 годов, декларант и лицо, информация о котором содержится в декларации, освобождаются от уголовной (по шести статьям УК РФ), административной (по семи статьям КоАП РФ) ответственности и ответственности за налоговые правонарушения при условии, что эти деяния совершены до 1 января 2018 года и связаны с приобретением, использованием или распоряжением имуществом и контролируемыми иностранными компаниями, с открытием и зачислением денежных средств на счета, совершением валютных операций, информация о которых содержится в специальной декларации. 

Но декларант не освобождается от уголовной ответственности по составам, связанным с мошенничеством и легализацией преступных доходов. 

Важно также помнить, что репатриация активов, в частности денежных средств, не является условием участия в программе добровольного декларирования. Вместе с тем в Налоговом кодексе РФ предусмотрены льготы для физических лиц, которые приняли решение о возвращении активов под юрисдикцию России (см. врезку ниже). Однако применение этих льгот напрямую не связано с фактом участия или неучастия в программе добровольного декларирования. 

Безналоговая ликвидация

До 01.03.2019 продлен срок безналоговой ликвидации иностранных организаций (иностранных структур без образования юрлица) для физических лиц — акционеров (участников, пайщиков, учредителей, контролирующих лиц) таких иностранных организаций и структур. В состав необлагаемых доходов включены также денежные средства, полученные от ликвидируемой иностранной организации (структуры). Расширен перечень операций, при осуществлении которых физлица могут вычесть для целей налогообложения стоимость имущества (имущественных прав), определенную по данным учета ликвидируемой организации (структуры). В частности, такой вычет допускается при получении дохода от погашения ценных бумаг или производных финансовых инструментов, а также дохода от осуществления имущественных прав, полученных в рамках безналоговой ликвидации. 

— Дмитрий Валерьевич, как в таком случае технически применить льготу пункта 2 статьи 41 НК РФ без подачи спецдекларации и соглашения о номинальном держании, а также льготу пункта 60 статьи 217 НК РФ без подачи контролирующим лицом спецдекларации с уведомлениями об участии или КИК, если такое лицо ранее не исполнило обязанности по подаче уведомления о КИК и налоговый орган не знает о нем как о контролирующем лице? 

— В таком случае, конечно, льготу не применить. Уведомления об участии нужно представить обязательно одновременно со спецдекларацией! Амнистия позволяет не платить штраф за несвоевременное уведомление, но она не влияет на применение льготы. 

— Вы упомянули ограничения в части уголовного преследования: далеко не все составы преступлений включены в список тех, по которым декларанты освобождаются от ответственности (см. врезку ниже). Не остановит ли такой подход законодателя желающих участвовать в амнистии? 

Освобождение от ответственности

Амнистия освобождает от ответственности декларантов по шести статьям УК РФ, семи статьям КоАП РФ и всем статьям об ответственности НК РФ.

Генпрокурор России Юрий Чайка предупредил о возможных проблемах при реализации плана амнистии капиталов. По-прежнему «необоснованно» возбуждаются уголовные дела в отношении предпринимателей, что может привести к снижению заинтересованности инвесторов.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов заявил о необходимости введения дополнительной амнистии капиталов по статье о мошенничестве. 

— Говоря о нюансах, я специально подчеркнул, что ответственность за общеуголовные преступления и за преступления, связанные с легализацией преступных доходов, находится за рамками налоговой амнистии. Иной подход будет прямо противоречить международной практике и требованиям FATF. 

— Не мешают ли действующие ограничения валютного законодательства проведению амнистии? 

— «Действующие ограничения валютного законодательства» не только не мешают добровольному декларированию, но скорее, наоборот, в каком-то смысле служат одним из драйверов кампании. 

Подача специальной декларации в установленном порядке гарантирует владельцу счета, вклада в зарубежном банке освобождение от ответственности, связанной с нарушениями валютного законодательства: это касается как формальных нарушений, таких как непредставление в налоговые органы уведомления об открытии, закрытии счета, вклада за рубежом, так и нарушений, связанных с возможным нарушением валютного законодательства при зачислении средств на счета в зарубежных банках, указанные в спецдекларации. И в случае с валютным законодательством участникам кампании добровольного декларирования предоставлены самые широкие гарантии и преференции. 

Кроме того, вы должны знать, что с 2017 года продолжаются серьезная реформа и либерализация валютного законодательства. В Закон № 173-ФЗ7 вносятся многочисленные поправки, устраняющие избыточное регулирование и барьеры для предпринимателей и частных лиц (см. врезку ниже). Современный валютный контроль — это элемент государственного финансового контроля, который нацелен на предотвращение совершения незаконных операций, построен на современных принципах управления рисками и высоком уровне автоматизации процессов. Уверен, что уже принятые поправки в Закон № 173-ФЗ обеспечат гарантии прав и поддержку добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности. 

7Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». 
 

О валютном контроле

Минфин России будет настаивать на отмене валютного контроля, так как считает его вредным для российской экономики, заявил замминистра финансов Алексей Моисеев. 

— Вы считаете привлекательными гарантии для декларантов, предусмотренные условиями амнистии? 

— Я изучал международную практику проведения налоговых амнистий, или программ добровольного декларирования (voluntary disclosure programmes), и утверждаю, что таких льготных условий и широких гарантий для участников программ добровольного декларирования, как в России, не предоставляет ни одна страна в мире. 

Так, программы добровольного декларирования в Австралии, Великобритании, Германии, Норвегии, США, Швейцарии, Японии предусматривают не только уплату в полном объеме неуплаченных налогов, но и пеней за их несвоевременную уплату. Налогоплательщики также должны уплатить штрафы, но в размере, как правило, меньшем, чем если бы правонарушение установили налоговые органы. Кроме того, освобождение от уголовного преследования предусматривается только по налоговым составам и с оговорками. 

Продолжая тему гарантий, предоставляемых участникам программы добровольного декларирования в России, отмечу, что декларанты освобождаются от ответственности по всем составам уголовных правонарушений, связанных с неуплатой налогов, сборов, страховых взносов и таможенных платежей, сокрытием средств от принудительного взыскания налоговой задолженности и нерепатриацией валютной выручки. Законом установлено, что специальная декларация по требованию декларанта должна быть приобщена к материалам дела, а сотрудники налоговых органов не только обязаны сохранять любую информацию, связанную со специальными декларациями, в строгом секрете, но и не могут быть привлечены для дачи показаний по таким вопросам. Так что, по моему мнению, законодатель и здесь предусмотрел очень серьезные и действенные механизмы защиты прав декларантов.

— Уважаемые коллеги, ваш позитивный настрой на работу внушает оптимизм! Желаем вам эффективной реализации планов и дальнейшего продвижения вперед! Спасибо за интервью.

 

Интервью подготовила Маргарита Завязочникова,
зам. главного редактора журнала «Налоговед»


“Let’s start tax relationships with the state from a clean slate”

The representatives of the Russian Federal Tax Service D.V. Volvach and V.I. Golishevskiy on the exchange of tax information at the international level, tax amnesty of capital, and the repatriation of assets from abroad