Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Случаи предъявления налоговыми органами явно необоснованных претензий к налогоплательщикам многочисленны

14, Октября 2010
А. Г. Дорошкова,
председатель судебного состава Двадцатого арбитражного апелляционного суда, канд. юрид. наук

На этапе апелляционного обжалования судебное решение вступает в законную силу. Поэтому апелляционные суды играют существенную роль в разрешении налоговых споров. Об опыте рассмотрения налоговых дел и о новых инициативах рассказала Антонина Григорьевна Дорошкова, председатель судебного состава Двадцатого арбитражного апелляционного суда
 

Биография:

Окончила Саратовский юридический институт.
Судейский стаж – 20 лет.
В 2000 г. назначена заместителем председателя Арбит¬ражного суда Брянской обл.
С 2009 г. – председатель судебного состава Двадцатого ААС.
Имеет первый квалификационный класс судьи и звание «Почетный работник судебной системы».
В 2002 г. присвоена ученая степень кандидата юридических наук. Имеет более 10 публикаций. Соавтор учебника для вузов «Правоведение» (под общ. ред. П.Н. Кириченко).

Двадцатый ААС
Суд начал свою деятельность 2 октября 2006 г. Рассмат¬ривает дела арбитражных судов Брянской, Калужской, Рязанской, Смоленской и Тульской обл.
Состав суда: 21 судья и 73 сотрудника аппарата суда.
В I полугодии 2010 г. принято к производству 2 645 апелляционных жалоб на решения: 
АС Брянской обл.: рассмотрено – 455, отменено – 58; 
АС Калужской обл.: рассмотрено – 490, отменено – 56; 
АС Рязанской обл.: рассмотрено – 508, отменено – 37; 
АС Смоленской обл.: рассмотрено – 441, отменено – 49; 
АС Тульской обл.: рассмотрено – 562, отменено – 67.

– Скажите, различаются ли дела судов первой инстанции в зависимости от специфики региона?

– Как таковой специфики в делах судов первой инстанции нет, если только не сравнивать количественный показатель по конкретным категориям дел. Показатели одного суда в отчетном периоде могут быть выше, например, по земельным спорам, другого – по налоговым спорам и т. д.

– По каким основаниям, как правило, апелля­цион­ный суд отменяет решение суда первой инстанции?

– Наиболее часто встречающиеся основания для отмены решений – неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение по делу, или несоответствие вывода суда фактическим обстоятельствам дела.

Немаловажное значение имеет и неоднозначное толкование судами норм права. Последнее обстоятельство при всем стремлении к единообразному применению закона в целом нельзя считать негативным явлением, поскольку именно в судах первой инстанции начинает формироваться судебная практика.

– Если стороны просят рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие или не являются в суд, о чем это говорит: сторонам все равно, какое решение примет суд по их спору?

– Такое равнодушие, конечно, полностью исключить невозможно, однако само по себе обращение в суд и последующее обжалование судебного акта свидетельствуют о заинтересованности в разрешении спора.

Неявка в судебное заседание в основном носит объективный характер – например, удаленность суда, что требует дополнительных затрат и времени. Присутствует и такой момент, как уверенность стороны в сборе достаточного объема доказательств для рассмотрения дела в апелляционной инстанции.

– Встречаются ли случаи, когда, несмотря на сложившуюся судебную практику, налоговые органы продолжают предъявлять налогоплательщикам явно необоснованные претензии?

– Такие случаи многочисленны, равно как и причины такого поведения налоговых органов неоднозначны. Но главная причина, на мой взгляд, заключается в недостаточной правовой подготовленности руководителей структурных подразделений и работников инспекций.

– Каковы причины отмены решений апелляционного суда вышестоящими судами – кассацией и ВАС РФ?

– Дело в том, что понятия «реальная предпринимательская или иная экономическая деятельность», «экономический смысл и экономический эффект», «намерения налогоплательщика» и «согласованные действия» – оценочные, и суды применяют их, исходя из своего видения конкретной ситуации. Яркий пример – налоговое дело № А68-8174/07-335/13, ставшее предметом рассмотрения надзорной инстанции (см. текст на полях, с. 26).

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ
(Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2010 № 12670/09)

Общество «КапиталИнвест» приобрело здание, оплатив его стоимость за счет денежных средств, внесенных в уставный капитал Общества его участником – обществом «Техник-Телепорт». Необходимые для увеличения уставного капитала денежные средства получены обществом «Техник-Телепорт» от размещения своих векселей.
По мнению налоговой инспекции, Общество не понесло реальных затрат, при наличии которых у налогоплательщика возникает право на возмещение НДС, а преследовало цель получения необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения сумм налога вследствие групповой согласованности действий нескольких хозяйствующих субъектов.
Суд первой инстанции признал выводы налоговой инспекции необоснованными. Апелляция, поддержанная кассацией, наоборот, признала правоту за налоговым органом. ВАС РФ разрешил спор в пользу налогоплательщика.

НОВОЕ В РАБОТЕ СУДА
На сайте Двадцатого ААС предусмотрена так называемая «гостевая книга», где посетители могут заполнить электронную анкету и оценить работу суда. Анализируя ответы на вопросы, судьи видят, где «слабые» места в их работе, что необходимо улучшить, достаточно ли люди информированы о работе суда. Эту инициативу переняли и другие арбитражные суды – например, Арбитражный суд Тульской области.
 

– Достаточно ли для разрешения споров о налоговой выгоде Постановления Пленума ВАС РФ № 531?

– В Постановлении № 53 заложены теоретические основы и даны практические ориентиры для судей, хотя они в определенной степени и ограничивают судебное усмотрение. Понятно, что в нем не мог быть предусмотрен полный перечень недопустимых способов снижения налогов. Содержащиеся в Постановлении № 53 оценочные понятия применяются судами с учетом конкретной ситуации.

Постановление не дает ответа на вопрос о соотношении налоговой переквалификации сделки и гражданско-правовой недействительности сделок на основании статьи 168 ГК РФ. Позже этот вопрос дополнительно разъяснялся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 10.04.2008 № 22 (п. 7), посвященном практике рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 ГК РФ.

– Как налогоплательщики могут доказать реальность оказанных услуг? По сравнению с операциями с товарами и работами, это самый проблемный аспект в доказывании, поскольку результат не виден.

– Обоснование реальности оказанных услуг – это не единственный случай, когда не виден результат. Ведь не всегда хозяйственные операции, положенные в основу объекта налогообложения, направлены на создание (изменение) материального объекта или же на использование купленных товаров (сырья) в процессе производства. Доказать реальность операций по приобретению товаров с целью перепродажи тоже возможно не всегда.

Так или иначе, суть операции суд будет определять исходя из собственного видения конкретной ситуации, исследуя в совокупности базовые и дополнительные документы: договоры, акты выполненных работ, документы бухгалтерского учета, налоговой отчетности, а также результаты встречных проверок, проведенных налоговыми органами.

– В судебной практике встречаются дела, когда при выявлении недобросовестного контрагента налогоплательщику отказывают в вычетах НДС и при этом признают обоснованными расходы по налогу на прибыль. Какая практика у Вас?

– Судебная практика по этой проблеме действительно была неоднозначной. Объясняется это тем, что в целях исчисления налога на прибыль полученные доходы уменьшаются на затраты при соответствии их критериям экономической обоснованности и документальной подтвержденности (п.1 ст. 252 НК РФ). По условиям главы 21 НК РФ экономическая обоснованность расходов не влияет на применение налоговых вычетов по НДС.

После принятия Постановления Пленума ВАС РФ № 53 практика стабилизировалась: судами признается, что право налогоплательщика на уменьшение полученного дохода на сумму произведенных расходов – разновидность налогового вычета, предоставляемого добросовестным налогоплательщикам для компенсации реально понесенных ими затрат, связанных с получением дохода. Этим обусловлена необходимость подтверждения надлежащими документами факта расходов. К примеру, документы, составленные от имени несуществующего лица (организации-поставщика, не числящегося в ЕГРЮЛ), не подтверждают реальность понесенных налогоплательщиком расходов для исчисления налога на прибыль, а выписанные указанными лицами счета-фактуры на отпуск товаров (выполнение работ, оказание услуг) не служат основанием для заявления указанного в счете-фактуре НДС к вычету.

– Статья 252 НК РФ предусматривает, что затраты налогоплательщика, уменьшающие базу по налогу на прибыль, должны быть реальными и документально подтвержденными. На Ваш взгляд, оба условия равнозначны? Как быть, если реальность операции очевидна, но документы с дефектами?

– Понятия «реально понесенные затраты» и «документально подтвержденные затраты» в целях налогообложения налогом на прибыль дополняют друг друга. В отношении первого признака расходов я приводила пример выше. Что же касается документального подтверждения расходов, то конкретного перечня документов здесь быть не может. Во всяком случае, по отдельности либо в совокупности они должны быть признаны достаточными для подтверждения реальных расходов. Точно так же, как оформление документа с несущественными дефектами не свидетельствует о нереальности расходов, если осуществ­ление хозяйственных операций подтверждается другими документами.

– Все чаще в налоговых делах встречаются показания свидетелей. Как их оценивать? Достаточно ли суду таких доказательств для оценки законности выводов налогового органа?

– Действительно, если сравнить текущие дела с судебной практикой прошлых лет, налоговые инспекции в качестве доказательств стали активно использовать ­свидетельские показания. На мой взгляд, такие показания, имеющие значение при осуществлении налогового контроля, могут быть использованы только наряду с другими доказательст­вами. Невозможно, к примеру, прийти к выводу о необоснованном получении налоговой выгоды, опираясь лишь на объяснение руководителя контрагента налогоплательщика, или же начислить налоговому агенту НДФЛ на основании только свидетельских показаний уволенных работников, по которым невозможно определить налоговую базу, сроки, вычеты и другие элементы налогообложения.

– Часто ли в делах прослеживаются налоговые ­схемы?

– Налоговая схема сама по себе не означает прямого нарушения законодательства. Схема как способ налогового планирования позволяет сэкономить на налогах. Классические способы налоговой оптимизации – возвратный лизинг, аутсорсинг, в том числе схема «работник – предприниматель», заем у работника. Схема будет противоправной, только когда она создана с целью преднамеренного ухода от уплаты налогов.

Как показывает судебная практика нашего округа, наиболее часто выявляемый в последнее время вариант ухода от налогов – это аутсорсинг, когда с целью уменьшения налога на прибыль (до 2010 г. и ЕСН) налогоплательщик переводит своих сотрудников в подконтрольную ему компанию с льготным режимом налогообложения, с которой оформляет договор аренды персонала.

В такой ситуации многое зависит от реальности и разумной деловой цели заключенного договора. Сам договор должен содержать все существенные условия гражданско-правового договора возмездного оказания услуг и строго соблюдаться сторонами2.

– Есть ли практика применения статьи 45 НК РФ о переквалификации сделок?

– Практика в этом направлении пока нарабатывается. Несмотря на то что зачастую материалы выездной налоговой проверки содержат сведения о том, что между налогоплательщиком и его контрагентами имеет место формальный документооборот, в своих решениях налоговые органы уходят от четкого вывода о мнимости или притворности рассматриваемых сделок. В связи с этим некоторые суды расширительно толковали пункт 8 Постановления Пленума ВАС РФ № 53, считая, что формальный документооборот, заключение договора с поставщиком, не числящимся в ЕГРЮЛ, дают основания для изменения юридической квалификации сделок налогоплательщика и, соответственно, препятствует бесспорному взысканию налогов, штрафов и пеней.

Только совсем недавно появилась ясность в этом вопросе. Президиум ВАС РФ указал, что доначисление налогов при неподтвержденности факта реального осуществления хозяйственных операций с контрагентом не обусловлено изменением юридической квалификации сделок3.

Хочу подчеркнуть, что юридическая квалификация сделок для целей налогообложения имеет свои особенности: в ее основе лежит не только оценка прав и обязанностей налогоплательщика с учетом их экономического содержания, но и их связь с иными операциями.

– Не так давно Президиум ВАС РФ рассмотрел дело, где признал правильным исчисление налоговым органом налогов расчетным путем4. Если в Вашей практике встречались такие случаи, как они разрешались?

– Налоговые споры, связанные с исчислением налогов расчетным путем, в практике арбитражных судов не новы и не единичны.

Сложность их связана с тем, что налоговым законодательством не установлен сам порядок (механизм) начисления налогов расчетным способом, требуется учитывать все необходимые объективные показатели конкретного налогоплательщика и других, аналогичных ему.

Сумма налогов определяется расчетным способом, если невозможно установить либо расходную, либо доходную часть. При этом нужно признать, что этот способ исчисления налогов направлен на обеспечение баланса публичных и частных интересов.

– Какой подход выработан в судах Вашего округа в отношении судебных расходов?

– Если этот вопрос связан с изменениями, внесенными в главу 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ5, то в свете выработанных Президиумом ВАС РФ рекомендаций6 он утратил свою актуальность.

Стоит отметить, что судебные расходы призваны дисциплинировать граждан и юридические лица, а также государственные органы, предотвращая необоснованные требования, ходатайства о проведении экспертиз, вызове свидетелей и т. п.

– По результатам анкетирования на сайте, 88,4% опрошенных считают, что есть необходимость в проведении круглых столов, конференций по правовой тематике с участием представителей судейского корпуса. Как Вы планируете организовать эту работу, о каких-то мероприятиях уже известно?

– Возможно, проанализировав статистику за год и выявив проблемы, с которыми чаще всего приходится сталкиваться сторонам при обращении в суд, мы будем проводить конференции и круглые столы.

Пока мы проводим обучение наших сотрудников в связи со значительными изменениями Арбитражного процессуального кодекса РФ, которые начали действовать с ноября 2010 г.

Одно из важных изменений касается последовательности судебного обжалования. Если раньше стороны вольны были решать, куда им обратиться с жалобой – в апелляцию или в кассацию, то теперь кассационное обжалование по большинству дел будет возможно только после рассмотрение дела апелляционным судом. Если сторона пропустила апелляцию и ей не был установлен срок на апелляционное обжалование, то она теряет право на обращение в кассацию. Для нашего суда такие поправки означают рост количества апелляционных жалоб, и к этому мы сейчас готовимся.
 

1 См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
2 См., например: постановления ФАС ЦО от 29.10.2008 № А68-601/2007-24/11, от 02.06.2009 № А62-4460/2008, от 12.10.2009 № А23-3722/08А-14-267ДСП (суд занял сторону налогоплательщиков).
3 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 01.06.2010 № 16064/09.
4 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 № 5/10.
5 См.: Федеральный закон от 25.12.2008 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 
6 См.: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 № 139 «О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 № 91 „О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ и от 13.03.2007 № 117 „Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“».