– В июне 2006 г. Ученым советом университета было принято решение о воссоздании кафедры финансового права на юридическом факультете МГУ. Я говорю о воссоздании, поскольку до 1918 г. кафедра существовала, хотя и под другими названиями – «Законы о государственных повинностях и финансах», «Публичные финансы», она была образована в 1835 г. Но в конце 1918 г. появился Указ Наркомата просвещения от 23.12.1918 о ликвидации юридических вузов и факультетов с формулировкой: «Ввиду совершенной устарелости учебных планов, полного несоответствия этих планов требованиям научной методологии…», и финансово-правовая кафедра была ликвидирована.
Сейчас во многих российских вузах финансовое и налоговое право как учебные дисциплины преподаются в рамках кафедр административного, а кое-где и предпринимательского права.
В 1996 г. в Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина создана первая в России кафедра фи-нансового права и бухгалтерского учета. Затем кафедры появились в Саратовской и Уральской государственных юридических академиях, в МГУ и Воронежском государственном университете.
Наша кафедра – самая молодая на факультете по возрасту преподавателей, а это большой плюс, так как для науки актуальна проблема смены поколений, преемственности. Среди наших выпускников много юристов, уже эффективно реализовавших себя в юридическом бизнесе, на государственной службе, в крупнейших корпорациях.
– Конференции, проводимые вашей кафедрой, широко известны и признаются специалистами финансового и налогового права.
– Конференции стали проводиться еще до образования кафедры, когда финансовое право преподавалось в рамках кафедры административного права. Первая конференция состоялась в 2001 г. в виде секции финансового права на ежегодной юридической конференции МГУ. Нашу идею тогда первыми поддержали профессора Нина Ивановна Химичева из Саратовской государственной правовой академии и Елена Юрьевна Грачева, ныне проректор МГЮА им. О.Е. Кутафина, член Экспертного совета ВАК. Теперь конференция стала международной, к нам приезжают ученые из стран СНГ и Европы.
Мы традиционно участвуем в работе Европейско-Азиатского правового конгресса, в рамках которого создана экспертная группа «Правовое обеспечение межгосударственного партнерства и интеграции в сфере экономики, финансов, налогооб-ложения и таможенных отношений» под руководством профессора Д.В. Винницкого. В этом году, например, работа группы была посвящена снятию налоговых и таможенных ограничений в рамках стран ЕврАзЭС и Таможенного союза.
Сотрудники нашей кафедры приняли самое активное участие в создании Международной ассоциации финансового права1, объединяющей виднейших ученых России и зарубежья. Ассоциация активно работает, ежегодно издает сборники статей по вопросам финансового права. Сотрудники кафедры являются членами других известных международных ассоциаций, например Международной налоговой ассоциации (IFA), а студенты нашей кафедры активно участвуют в работе молодежной секции РОС-ИФА.
– Что дало создание кафедры?
– Прежде всего хочу отметить, что еще в советское время, когда налогового законодательства практически не было, именно на юридическом факультете МГУ разрабатывалась теория налогового права. Теория основных элементов правовой конструкции налога впервые прозвучала в работах профессора С.Д. Цыпкина, а его ученик, С.Г. Пепеляев, в своих первых монографиях2 продолжил развивать эту теорию. Это были именно налогово-правовые, а не экономические исследования. Благодаря этим ученым и их исследованиям появилась научная основа для создания кафедры.
С появлением кафедры обучение финансовому и налоговому праву перешло на качественно новый уровень, был введен новый для юридического факультета МГУ учебный курс «Налоговое право» – наравне с финансовым правом базовый образовательный курс.
И наконец, появилась специализация, в рамках которой изучаются вопросы публичных финансов и налогового права, дается сравнительный анализ российского финансового права и права других стран, исследуется международный аспект. Есть интересные спецкурсы о процессуальных особенностях положения налогоплательщиков, налоговом администрировании. Проводятся заседания научного кружка и даже такой факультатив, где студенты обсуждают налоговые схемы и возможные методы борьбы с уклонением от уплаты налогов. Ничего подобного до создания кафедры не было.
– Видите ли вы интерес студентов к такой специализации?
– Специализация начинается на четвертом курсе, в конце третьего студенты определяются со сферой интересов и выбирают кафедру. Традиционно на юридическом факультете МГУ популярна специализация на кафедре гражданского права. Но и к нашей специализации интерес большой, что позволяет нам не набирать студентов, а отбирать лучших из всех желающих.
– В 2009 г. была начата реформа высшего юридического образования3, ее цель – повышение качества образовательных про-грамм и усиление контроля деятельности юридических вузов. Последовали ли какие-то изменения?
– Под эгидой Ассоциации юристов России ведущие юридические вузы участвовали в разработке государственного образовательного стандарта по направлению «Юриспруденция» по программам подготовки «Бакалавриат» и «Магистратура». Плюс нового стандарта в том, что учебная дисциплина «Финансовое право» отнесена к базовым предметам. Можно назвать достижением появление в базовых дисциплинах курса «Налоговое право», это означает, что все вузы, предлагающие высшее образование по направлению «Юриспруденция», должны обеспечить изучение студентами этих дисциплин. Но магистром права может стать лицо, имеющее степень бакалавра по любой, не только юридической специальности, при этом базовые дисциплины входят в программу «Бакалавриат».
– Сейчас широко внедряются письменные экзамены, тестирование. На ваш взгляд, такой формат аттестации студента юридического факультета лучше устных экзаменов и зачетов?
– Наша кафедра практически не использует тестирование как форму аттестации – только на промежуточном этапе оценки студента внутри учебного семестра. Возможно, сочетание тестирования с устным экзаменом и эффективно, но я все же предпочитаю устные формы аттестации, иначе как можно выявить истинные знания студента и поставить ему объективную и заслуженную оценку?
Экзамен – это лотерея: бывает, что хорошему студенту попался «плохой» билет, а бывают студенты, которые умудряются списывать и отлично отвечать «по бумажке», но как только отрываешь его от этой «бумажки», он теряет ориентацию в предмете.
И.В. Хаменушко,
старший партнер «Пепеляев Групп»,
канд. юрид. наук
На юридическом факультете МГУ – с 1998 г., на кафедре – с момента ее воссоздания. Преподает финансовое право, ведет спецкурс по валютному регулированию и контролю:
– Как практикующим юристам удается совмещать практическую работу с научной деятельностью и преподаванием?
– При нынешнем уровне зарплат в образовании совмещение преподавания и научной работы с практической деятельностью неизбежно. Есть в этом и позитивная сторона – знание практики помогает взглянуть на научную проблему с разных сторон. Ну и, конечно же, преподавать со знанием практики легче – всегда есть интересные «кейсы», которые знаешь изнутри, а не вычитал в журнале «Человек и закон» за 1977 г. Как лично мне удается совмещать – не знаю. Для меня это загадка, а удачно или нет – студентам виднее.
– Каким образом в МГУ организовано преподавание налогового права?
– Начнем с того, что основные вопросы теории налогового права – система налогов, основные элементы законов о налоге и тому подобное – традиционно преподаются в рамках финансового права. Курс налогового права – более прикладной, приобретенные студентами теоретические знания применяются на практике. Внимание уделяется правоприменительной (в частности, судебной) практике, сравнительному анализу налоговых систем других стран и т. д. Пока у нас только лекционный курс, который завершается итоговой аттестацией студентов в форме зачета.
– Вы упомянули, что студенты изучают судебную практику. Интересно, как они ее оценивают?
– В рамках учебного курса и практических занятий концентрироваться на изучении множества судебных решений мы не можем. Мы изучаем концептуально важные акты высших судов и, безусловно, правовые позиции Конституционного Суда РФ, но не обходим вниманием казусы, забавные случаи из практики. Учебный процесс – вещь специфическая, постоянно держать студента в напряжении сложно, да и не нужно, поэтому казусы нам помогают разрядить обстановку, отвлечься от сложного.
Не забывайте, что помимо финансового права студенты изучают много других дисциплин, в том числе теорию государства и права, от которой очень многое зависит.
Финансовое право, как и любое другое, – отраслевая наука, она базируется на теории и философии права. Но, к сожалению, такой яркой и содержательной дискуссии о системе и источниках права, которая была в 80–90-е гг., сейчас не ведется. Я не перестаю зачитывать до дыр книги Сергея Сергеевича Алексеева – они дают мне ориентиры в нашей отраслевой науке. Между тем значимость теории трудно переоценить: чем больше занимаешься практической деятельностью, тем больше обращаешься к теории. В спорах, рассматриваемых в высших судебных инстанциях, вся аргументация строится на теории права.
На юридическом факультете МГУ сложилась достаточно консервативная научная позиция в отношении системы источников права. Но судебные прецеденты изучаются, поэтому нюансы современной правовой системы студентам знакомы. В аттестационных билетах к экзамену по финансовому праву, например, есть вопрос «Судебный прецедент как источник финансового права». Уклоняться от объективного, от той роли судебных решений, которая им придается практикой, нельзя.
– Согласны ли вы с тем, что объем практической части образовательной программы юридических факультетов должен быть увеличен?
– Практике довольно легко научиться, начав работать по специальности, при условии, что у тебя есть достаточный багаж фундаментальных знаний. Многие студенты уже с четвертого курса в поте лица своего работают, что лично я не одобряю. Студенты должны учиться, а не прогуливать занятия. Сама я начала работать практикующим юристом только после того, как закончила аспирантуру, и хочу сказать, что все, что нужно для практики, набрала за полгода. Правда, мне в этом помогли коллеги.
Работа современного юриста не дает возможности и сил обращаться к теории права. Только очень организованный и целеустремленный человек может совмещать работу с качественным обучением, такой человек и после окончания вуза продолжит самообразование.
– Имеет ли значение наличие ученой степени для того, чтобы стать преподавателем кафедры?
– Имеет, хотя многие из нас стали вести занятия еще до защиты диссертации. Ученую степень может иметь и практикующий юрист, но в МГУ всегда было так, что преподаватели занимались преимущественно наукой, хотя могли и практиковать. Только, пожалуй, в советское время большого выбора для приложения своих знаний на практике не было. Но на факультет приходили преподавать и прокуроры, и следователи, и судьи. А во времена перестройки, наоборот, преподаватели в силу материальных причин были вынуждены заняться практической деятельностью, чтобы зарабатывать на жизнь. Но мы это пережили…
Сегодня преподаватели и кафедры, и юридического факультета – это не только ученые, но и консультанты, адвокаты, судьи коммерческого арбитража. Тесная связь науки и практики очевидна.
Е.В. Овчарова,
руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп»,
старший преподаватель,
канд. юрид. наук
На кафедре – с 2007 г.
– Какой совет вы дали бы человеку, который размышляет над тем, стоит ли ему готовить диссертацию?
– В аспирантуре или в рамках соискательства появляется возможность для более углубленного изучения предмета финансового права. Диссертационное исследование развивает способности к научной работе, которые могут быть практически реализованы в серьезной аналитической работе как в бизнесе, так и в государственном аппарате. Известно много людей, которым тема диссертации позволила стать уникальными специалистами в своей области. Накопленная в период подготовки диссертации научно-методическая база дает возможность критически осмыслить подходы к решению практических проблем, разработать нестандартные решения.
И.А. Кривошеев,
руководитель проектов Управления по работе с проблемными активами Сбербанка России, аспирант
– Что движет аспирантами сегодня – желание сказать свое слово в науке или же просто обзавестись ученой степенью для престижа?
– Однозначно ответить сложно. Я сам выпускник юридического факультета и аспирант кафедры финансового права МГУ.
Для кого-то аспирантура – это действительно престиж и статус. Но что с полученными «престижем и статусом» делать? Для кого-то поступление в аспирантуру – это новая ступень познания и развития. В этом контексте финансовое право – молодая отрасль, требующая развития в научном и практическом направлениях. Представляется, что молодые преуспевающие преподаватели кафедры и аспиранты, основываясь на практических знаниях, формируют эту науку.
Бесспорно, аспирантура дает человеку намного больше диплома выпускника университета. Например, методика научной работы аспиранта нашей кафедры построена так, что помимо собственно научной работы над диссертацией аспирант познает азы преподавательской деятельности, участвует в конференциях, высказывает свою точку зрения по конкретным правовым вопросам на страницах профильных журналов. Все это дает возможность проявить себя среди коллег и внести свой вклад в науку, создает ту базу, которая выделяет человека из общей массы и делает профессионалом высшей квалификации.
На мой взгляд, аспиранты, которых зачисляют на кафедру спустя несколько лет после окончания университета, делают осознанный шаг. Такие люди имеют сформировавшийся на практическом опыте взгляд на современные тенденции в праве, их возможности критического анализа темы диссертации возрастают в разы, что позволяет модернизировать научный подход.
НАУЧНАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ
Идет работа над 16 диссертациями по всему спектру финансово-правовых проблем, в частности:
- «Коллективные субъекты финансового права»;
- «Финансово-правовое регулирование электронных платежей (электронных денег) в России»;
- «Ответственность казны РФ: финансово-правовые аспекты»;
- «Институт государственной гарантии в современном финансовом праве»;
- «Правовые основы международного налогового планирования»;
- «Соотношение регулятивной и фискальной функции в правовом институте сбора»;
- «Институт парафискалитета в финансовом праве»;
- «Налоговые споры. Проблемы судебного усмотрения».
– Марина Федоровна, привлекается ли ваша кафедра к нормотворческому процессу?
– К сожалению, крайне редко, но это проблема юридических факультетов в целом. Думаю, что чиновники боятся ученых, а если и привлекают к нормотворчеству, то людей, близких себе по духу, по «корпоративным» интересам.
Современное бюджетное законодательство формируется без участия юристов. В бюджетном праве и процессе реализуется экономическая доктрина, нормативные акты лишь отражают планы Правительства РФ, экономические расчеты, а нормы бюджетного законодательства превращаются в технические регламенты. Бюджетный кодекс РФ становится все меньше по объему, нормы из него исчезают целыми главами, даже количество чтений федерального закона о бюджете Госдумой сократилось с четырех до трех.
Если в регулировании налоговых отношений бизнес прямо заинтересован и оказывает на это регулирование огромное влияние, в том числе транслирует свои идеи, опираясь на науку, то бюджетное законодательство вдруг оказалось никому не нужно. Почему-то в обществе сложилось мнение, что это законодательство нас не касается, но это неверно. В Европе можно наблюдать обратный процесс: законодательство о публичных финансах развивается, многие вопросы регулируются на уровне именно законодательных актов, в том числе конституционных.
Мне в этой связи импонирует подход Д.М. Щекина о гражданской позиции каждого – контролировать расходование налогов.
Д.М. Щекин,
старший партнер «Пепеляев Групп»
На юридическом факультете МГУ – с 2000 г., преподает налоговое и финансовое право
– Контроль гражданами сферы публичных финансов в нашей стране действительно недоразвит. В 90-е гг. XX в. публичные финансы были весьма скудными и граждане еще в значительной степени не понимали, как можно вообще контролировать государство, – в советское время опыта такого контроля не было.
В 2000-е гг. объем публичных финансов увеличился в разы из-за роста цен на углеводороды и восстановления экономики. Государство могло позволить себе снижать налоги и увеличивать расходы на социальные выплаты. Понятно, что такая ситуация не способствовала общественному контролю над публичными финансами.
Сейчас ситуация изменилась – налоги увеличиваются (пример страховых взносов – самый яркий). Это должно стимулировать интерес общества к контролю над собранными средствами. Кроме того, даже при высокой цене на нефть России не хватает средств на все расходы, крайне высок уровень присвоения чиновниками публичных финансов в личных целях. Такая система нестабильна и недолговечна. Высокие налоги при скромных пенсиях и увеличении пенсионного возраста – вот плата за отсутствие общественного контроля над современной российской властью. Осознание гражданами своих интересов в сфере публичных финансов неизбежно. Как известно, на Западе именно контроль над публичными финансами был основой зарождения парламентаризма. Так будет и у нас.
– Порекомендуете ли вы своим студентам и аспирантам принять участие в конкурсе законопроектов о противодействии налоговым злоупотреблениям4, организованном ТПП РФ и журналом «Налоговед» при поддержке Минфина России?
– Конечно, у нас на кафедре учатся талантливые ребята, этот конкурс позволит им заявить о себе как о будущих мэтрах налогового права.
– В практике ВАС РФ все чаще появляются дела о взыскании с бюджета денежных средств. Но при рассмотрении дела часто выясняется, что тот или иной процедурный вопрос не урегулирован...
– Я сторонница точки зрения, что налоговое и бюджетное право – это не самостоятельные отрасли права, они входят в единую отрасль – финансовое право. Существуют единые финансовые отношения. К сожалению, в конце 90-х гг. ХХ в. в теории и практике возобладал другой подход, разделяющий бюджетные и налоговые отношения соответственно с самостоятельным правовым регулированием. На мой взгляд, это неправильно, отсюда и споры.
Рассматривая такие споры, Высший Арбитражный Суд РФ, если не находит соответствующего регулирования в бюджетном законодательстве, обращается к гражданскому законодательству, что при существующем правовом регулировании верно. Если право лица нарушено, оно должно быть восстановлено независимо от того, существует ли в отраслевом акте механизм реализации этого права.
Правовое регулирование должно быть сведено в единый финансовый кодекс или кодекс о публичных финансах, в котором были бы нормы о правах и обязанностях, ответственности в налоговой и бюджетной сферах, которые бы корреспондировали друг другу. Это исключило бы существующий разрыв в правовом регулировании. Нельзя отрицать экономическую связь между налогами и бюджетом, и она должна быть закреплена в законодательстве.
– Сейчас обсуждается возможность передачи части полномочий от федеральной власти субъектам РФ и муниципальным образованиям. Как это решение отразится на межбюджетных отношениях?
– Этот процесс должен сопровождаться обеспечением регионов и муниципалитетов финансовыми средствами. Пока не прозвучало, как это будет осуществляться, но это может быть либо в виде трансфертов из федерального (регионального) бюджета на покрытие новых расходов, возникших в связи с осуществлением новых полномочий, либо в виде поступлений от налогов, но для этого должна быть изменена закрепленная в НК РФ система налогов и сборов, или в БК РФ предусмотрен другой способ перераспределения налоговых доходов.
Вспомните, когда в НК РФ появилась глава о земельном налоге, который отнесли к местным налогам, федеральным законодателем был предусмотрен лишь ограниченный перечень льгот по этому налогу. Предполагалось, что местная власть самостоятельно решит, кому нужны льготы. Но кто же освободит от уплаты налога, если поступления от него – практически единственный источник пополнения местного бюджета? Тогда муниципальные образования не предоставили дополнительных льгот, что негативно отразилось прежде всего на незащищенных слоях населения.
По признаку платежеспособности (подоходно-расходный принцип) прямые налоги делятся на:
- личные – при расчете оценивается платежеспособность лица подсчетом размеров его доходов (прибыли);
- реальные – при расчете доход может определяться опосредованно через оценку внешних проявлений благополучия лица5.
На мой взгляд, в стране, которая заявляет об инновациях и модернизации, делать ставку на реальные налоги – такие, на-пример, как налог на недвижимость, – это шаг назад в развитии налоговой системы. Если мы вспомним историю, то такие налоги были характерны для XIX в., когда государство не имело возможности определить истинный доход налогоплательщика. А если вспомнить еще и о принципе справедливости в налогообложении, возникает вопрос: почему имущественный налог должен уплачиваться с квартиры, которую лицо купило на доходы, с которых уже был уплачен налог, и рассчитываться с рыночной стоимости недвижимого имущества?
– Какова сейчас ситуация с налогообложением образовательных учреждений? Как повлияло на практику Постановление Конституционного Суда РФ6, которым признаны не соответствующими Конституции РФ положения статьи 321.1 НК РФ и второго абзаца пункта 3 статьи 41 БК РФ, не позволяющие государственным вузам исполнить обязанность по уплате налога на прибыль с доходов от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества?
– В начале этого года вступили в силу изменения в главу 25 НК РФ, освобождающие образовательные учреждения от уплаты налога на прибыль. Правда, пока они пользоваться этой льготой не могут – Правительство РФ должно издать специальный подзаконный акт, определяющий перечень учреждений, имеющих право на льготы. Ожидается, что к концу года такой акт будет принят.
Но введение такой льготы нельзя оценивать обособленно от изменений в порядке финансирования государственных образовательных учреждений: государство прекращает так называемое сметно-бюджетное финансирование образования, переходя на выделение субсидий на выполнение государственного задания. Государственные вузы теперь выпущены на вольные хлеба – их дополнительные доходы от платных услуг не зачисляются в доходную часть соответствующих бюджетов.
Проблемой остается налог на имущество: для образовательных учреждений льгот в НК РФ не предусмотрено, а на регио-нальном уровне такие льготы предоставили только «своим» учреждениям. «Федералы» вынуждены запрашивать у Минфина России целевые средства на уплату налога на закрепленное за ними федеральное имущество.
По моему убеждению, Постановление КС РФ содержит ошибочные правовые позиции, о чем свидетельствует то, что ни федеральный законодатель, ни Минфин России так и не смогли к 1 марта 2011 г. разработать порядок уплаты государственными вузами налога на прибыль организаций с доходов от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества. Такой порядок просто невозможно разработать, поскольку по бюджетному законодательству вся арендная плата сначала учитывается в доходах федерального бюджета, а потом показывается в его расходах на образование и науку. При такой системе бюджетного учета налог на прибыль может быть уплачен только арендатором – налоговым агентом, но не с прибыли, а с валового дохода, как НДС, что противоречит главе 25 НК РФ, поскольку российские организации должны уплачивать налог с прибыли, а не с дохода.
На судебную практику Постановление КС РФ повлияло только в части применения пеней и штрафов: нет законного порядка и сроков уплаты налога – не за что и наказывать.
– Как развивается наука финансового права, какие темы актуальны?
– Меня волнуют проблемы публичных расходов, финансово-правовые аспекты государственно-частного партнерства. Мы все чаще встречаем так называемый аутсорсинг публичных услуг, когда государство передает выполнение публичных функций субъектам частного права, предоставляя им право на определенные публичные средства, при этом теряя контроль за их расходованием.
Проблема публичных расходов актуальна и применительно к регулированию института государственных закупок. Многие считают, что эти отношения не регулируются нормами финансового права, но, между прочим, госзакупки относятся к сфере публичных расходов, поэтому их организация является предметом финансового права.
У замечательного русского ученого, профессора МГУ И.Х. Озерова, есть работа 1907 г. «Как расходуются в России народные деньги»7, которая актуальна и сегодня. В ней автор наглядно показывает, что большая часть государственных средств теряется в процессе их расходования без надлежащего общественного и государственного контроля.
– С передачей публичных полномочий в частные руки связан вопрос парафискалитетов, о которых все чаще вспоминают в России. Как вы квалифицируете эти платежи?
– Появление парафискальных платежей обусловлено недостатком бюджетных средств для покрытия расходов, которые должно нести государство – есть возможность обойти жесткие требования налогового законодательства. И, на мой взгляд, прослеживается интерес «подкормить» отдельные окологосударственные и частные структуры.
Такие платежи известны истории – вспомните, например, портовые сборы, которые собирали частные компании на определенные цели, – обустройство морских портов, развитие портового хозяйства. Но введение таких платежей создает реальную угрозу нарушения баланса частных и публичных интересов, поэтому их регулирование должно осуществляться налоговым законодательством. В нем должно быть дано понятие парафискалитета, определены рамки существования таких платежей и, конечно же, предусмотрен контроль за их сбором и расходованием.
– Марина Федоровна, спасибо вам за беседу! Поздравляем вас и ваших коллег с праздником! Желаем развития и процветания, творческих успехов и новых идей, усердных студентов и талантливых аспирантов!Интервью подготовила Маргарита Завязочникова,
зам. главного редактора журнала «Налоговед»
1 Сайт Ассоциации: www.soeka.ru.
2 См.: Пепеляев С.Г. Законы о налогах: элементы структуры. – М.: СВЕА, 1995. – 64 с.; Пепеляев С.Г. Подоходный налог – принципы и структура. – М.: Аудиторская фирма «Контакт», 1993. – 88 с.5 См.: Налоговое право: учеб. / под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Юрист, 2005. С. 49–51.
3 См.: Указ Президента РФ от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации».
4 Официальная интернет-страница конкурса - на сайте журнала "Налоговед" http://www.nalogoved.ru/konkurs
5 См.: Налоговое право: учеб. / под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Юрист, 2005. С. 49–51.
6 См.: Постановление КС РФ от 22.06.2009 № 10-П.
7 См.: Озеров И.Х. Как расходуются в России народные деньги. – М.: Тип. товарищества И.Д. Сытина, 1908. – 305 с.