Дело ОАО «Элиз» к Межрайонной ИФНС № 9 по Пермскому краю по вопросу обложения НДС операций по реализации банкрота в рамках текущей деятельности (Определение судьи ВС РФ Прониной М.В. от 11.09.2018 по делу № А50-15272/2017)
7 ноября
В 2014 г. Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него судом введено конкурсное производство. Вместе с тем во 2 кв. 2015 г. Общество, исполняя договоры поставки, выставляло в адрес покупателей счета-фактуры с выделением НДС.
Налоговый орган по итогам проверки декларации Общества по НДС отказал в праве на вычеты налога.
Суд первой инстанции, признавая решение налогового органа законным, сослался на подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, сделав вывод о том, что данная норма, регулируя порядок освобождения от налогообложения операций по реализации имущества лица, признанного банкротом, не разделяет виды реализуемого должником-банкротом имущества на имущество, включаемое в конкурсную массу, либо на имущество, изготовленное в рамках текущей деятельности. Любая реализация с 01.01.2015 должником-банкротом товара не облагается НДС. Таким образом, основания для выставления Обществом счетов-фактур с выделением НДС отсутствовали.
Суд апелляционной инстанции оспариваемое решение налогового органа признал недействительным по эпизоду, связанному с реализацией имущества, изготовленного в ходе текущей производственной деятельности. Суд указал, что в указанной норме НК РФ законодатель сознательно использовал иную, по сравнению со ст. 38, 39 Кодекса, терминологию, определяя операции, не признаваемые объектом налогообложения, что свидетельствует о не идентичности используемых понятий «реализация имущества и (или имущественных прав должника» и «реализация товаров, работ, услуг».
Терминология «реализация имущества (имущественных прав) должника - банкрота» используется в рамках правоотношений, связанных с реализаций имущества должника, включенного в конкурсную массу, в рамках конкурсного производства, регулируется законодательством о банкротстве.
По мнению налогового органа, реализуемые должником-банкротом товары освобождаются от налогообложения НДС, а реализуемые работы и услуги признаются объектом налогообложения. Суд указал на то, что такая позиция не имеет достаточного экономического обоснования, противоречит основам налогового законодательства, легализует схему уклонения от уплаты налогов для должников-банкротов, реализующих продукцию в рамках текущей хозяйственной деятельности.Арбитражный суд Уральского округа постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе, сделав вывод о том, что из объектов налогообложения НДС исключается реализация любого имущества должника - банкрота
Общество обратилось с кассационной жалобой в ВС РФ, указав, что действия налогового органа направлены на косвенное взимание НДС в нарушение очередности удовлетворения требований кредиторов общества в процедуре банкротства.