Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Дело АО «Фруктовая лавка» к Московской таможне по вопросу распределения бремени доказывания в споре о влиянии взаимозависимости на цену товара, ввезенного в Россию

24, Декабря 2025

Дело АО «Фруктовая лавка» к Московской таможне по вопросу распределения бремени доказывания в споре о влиянии взаимозависимости на цену товара, ввезенного в Россию (Определение судьи ВС РФ от 26.11.2025 по делу № А40-179142/2024)

Во исполнение контракта, заключенного с иностранной компанией, на таможенную территорию ЕАЭС Обществом были ввезены товары (фрукты). Определив таможенную стоимость по методу стоимости сделки с ввозимыми товарами, Обществом подана таможенная декларация, в ней отмечено, что продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами (доля продавца в уставном капитале покупателя составляет 100%). Информация была проверена и подтверждена таможенным органом.

Установлено, что заявитель приобрел фрукты по стоимости 5,2 долл. США за килограмм, однако аналогичный товар приобретается иными декларантами по более высокой цене – 7 долл. за кг.
Таможня направила запрос Обществу о представлении дополнительных документов, в том числе информации о механизме ценообразования и иных сведений, которые могли бы исключить влияние взаимосвязи продавца и покупателя на стоимость поставленных обществу товаров. Декларант предоставил коммерческие документы по сделке, имеющиеся у него в наличии.
Полагая, что представленные обществом документы не подтверждают отсутствие влияние взаимосвязи продавца и покупателя на стоимость сделки, таможенный орган принял решение о невозможности использования метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами и определил таможенную стоимость на основании резервного метода.

Общество не согласилось с таким решением и обжаловало его в суде.

Суды тех инстанций (МО) удовлетворили требование Общества, указав, что само по себе расхождение между заявленной декларантом таможенной стоимостью и имеющейся у таможни ценовой информацией не является основанием для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров без выяснения причины такого расхождения.

Таможня обратилась в ВС РФ с кассационной жалобой, обратив внимание на то, что декларант самостоятельно заявил о наличии взаимосвязи продавца и покупателя, а таможенный орган выявил факторы риска, свидетельствующие о значительной вероятности влиянии взаимосвязи на стоимость сделки. В таком случае декларант имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате.

Таможенный орган указывает на то, что неоднократно предлагал декларанту воспользоваться правами, предусмотренным подп. 1 и 2 п. 5 ст. 39 Таможенного кодекса, однако декларант соответствующие документы не представил. Экспортная декларация, инвойсы, банковские и прочие документы, представленные декларантом, в настоящем случае не имеют какого-либо существенного значения, поскольку таможенный орган не оспаривает сам факт совершения сделки и оплаты товара, но ставит под сомнение механизм ценообразования. Прайс-лист, представленный Обществом, содержал сведения об условиях поставки и существенных обстоятельствах сделки, отличающиеся от реальных условий, согласованных сторонами сделки, поэтому не является допустимым доказательством.

Также таможня полагает, что суды не учли правовую позицию, закрепленную в п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 № 49. Именно на Общество с учетом обстоятельств рассматриваемого спора возлагается обязанность по доказыванию отсутствия влияния взаимосвязи продавца и покупателя на цену товара. Но суды фактически освободили декларанта от обязанности доказывания соответствующих обстоятельств.