Дело ЗАО «Косьвинский камень» к Межрайонной ИФНС № 14 по Свердловской области по вопросу определения базы НДПИ и применения соответствующего Крента к драгоценным металлам, извлекаемым на аффинажном заводе
Дело ЗАО «Косьвинский камень» к Межрайонной ИФНС № 14 по Свердловской области по вопросу определения базы НДПИ и применения соответствующего Крента к драгоценным металлам, извлекаемым на аффинажном заводе (Определение судьи ВС РФ Першутова А.Г. от 18.01.2024 по делу № А60-43970/2022)
Общество осуществляет добычу золота и металлов платиновой группы из россыпных месторождений. Добытым полезным ископаемым является концентрат («шлиховая платина»), конечным товарным продуктом - химически чистые драгоценные металлы, извлеченные на аффинажном заводе. В состав добываемого продукта (концентрата), который поставляется на аффинаж, входят золото, платина, иридий, палладий, родий.
Общество представило декларацию по НДПИ за сентябрь 2021 г., в которой отразило долю содержания химически чистого драгоценного металла в добытом полезном ископаемом.
Рассчитав с учетом расходов на аффинаж стоимость единицы добытого полезного ископаемого (по каждому из видов химически чистых драгоценных металлов), Общество исчислило налог по ставке 6% в отношении налоговой базы, определенной по золоту, и по ставке 6,5% в отношении налоговой базы, определенной по металлам платиновой группы, с применением к общей налоговой базе рентного коэффициента Крента равного 1.
По результатам камеральной проверки инспекция привлекла Общество к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ и доначислила НДПИ, пени и штраф по ст. 122 НК РФ, признав неправомерным неприменение Обществом рентного коэффициента Крента равного 3,5 в отношении налоговой базы, исчисленной по металлам платиновой группы (за исключением золота).
Общество обжаловало это решение в суд.
Суды трех инстанций (УО) отказали в удовлетворении требований, исходя из того, что обложение НДПИ такого вида полезного ископаемого, как концентрат драгоценных металлов, в обязательном порядке производится с учетом доли содержания в нем тех или иных видов химически чистых драгоценных металлов при применении как различных налоговых ставок, установленных подп. 5 и 6 п. 2 ст. 342 НК РФ, так и различных рентных коэффициентов Крента, определенных ст. 342.8 Кодекса. Соответственно, применение коэффициента Крента 1 предусмотрено для той части концентрата, в которой содержится золото. В случае же содержания в концентрате металлов платиновой группы при расчете налога применяется в соответствующей части рентный коэффициент Крента, равный 3,5.
Общество обратилось в ВС РФ с кассационной жалобой на принятые судами решения. По его мнению, в НК РФ для спорного налогового периода не было специального правила для драгоценных металлов о том, что объектом налогообложения являются отдельные компоненты, содержащиеся в добытом полезном ископаемом. Примененный судами подход не соответствует определению добытого полезного ископаемого согласно подп. 13 п. 2 ст. 337 НК РФ, который объектом обложения НДПИ устанавливает полупродукт (в том числе концентрат), содержащий в себе как один, так и несколько драгоценных металлов, включая золото.
Положения подп. 2 п. 3 ст. 342.8 НК РФ прямо устанавливают применение рентного Крента 1 в отношении концентратов и других полупродуктов, содержащих золото. Никаких ограничений по применению налоговых ставок и Крента в размере 1 в зависимости от доли содержания золота, серебра и (или) иных драгоценных металлов в добытом полезном ископаемом Кодекс не содержит. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 05.04.2022 № 03-06-06-01/28665.
Положения ст. 342.8 Кодекса не предусматривают применение двух разных рентных коэффициентов Крента.