Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Дело АО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» к Самарской таможне по вопросу обоснованности начисления пени на сумму неуплаченных таможенных платежей при наличии в бюджете авансовых платежей, превышающих сумму задолженности (Определение судьи ВС РФ Завьяловой Т.В. от 06.06.2023 по делу № А55-3526/2022)

26, Июля 2023

Дело АО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» к Самарской таможне по вопросу обоснованности начисления пени на сумму неуплаченных таможенных платежей при наличии в бюджете авансовых платежей, превышающих сумму задолженности (Определение судьи ВС РФ Завьяловой Т.В. от 06.06.2023 по делу № А55-3526/2022)

Таможня направила Обществу уведомление о неуплаченных таможенных платежах, которое было исполнено Обществом. Позднее в судебном порядке соответствующие ненормативные акты таможни были признаны незаконными и отменены по заявлению Общества. Таможня решение суда исполнила, спорные суммы таможенных платежей вернула Обществу.
По при повторном рассмотрении дела в суде (ПО) в удовлетворении требований Обществу было отказано – задолженность восстановлена в учете таможней. Обществу направлено уведомление от 03.11.2021 об уплате таможенных платежей и пени. Размер пеней рассчитан на основании ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ за период со дня, следующего за днем осуществления возврата денежных средств на единый лицевой счет участника ВЭД и до даты направления уведомления от 03.11.2021.

Общество обратилось в суд, указывая, что на момент возникновения обязанности по уплате таможенных платежей в федеральном бюджете находились авансовые платежи, поступившие от него и превышающие величину указанной в уведомлении задолженности.

Суды трех инстанций (ПО) отказали обществу в удовлетворении требования. По их мнению, пени не начисляются, если таможенному органу дано право на распоряжение указанными авансовыми платежами, в том числе право на их безакцептное списание. В качестве такого распоряжения рассматривается, в том числе, подача заявления о возврате авансовых платежей или заявления о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога, подача заявления об использовании авансовых платежей в связи с получением уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (ч. 3 ст. 35 Закона № 289-ФЗ).
Поскольку распоряжение об использовании денежных средств подано Обществом только от 24.11.2021, то есть позднее периода начисления пеней и в целях исполнения обжалуемого уведомления, оно не может быть расценено как распоряжение Общества об использовании (о зачете) денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей за спорный период.

Общество обратилось с кассационной жалобой в ВС РФ, указав, что до момента распоряжения авансовыми платежами соответствующие денежные средства находятся в казне и используются государством при кассовом исполнении федерального бюджета. Поскольку пени имеют компенсационную природу, то начисление пеней и выставление оспариваемого уведомления в случае, когда суммы внесенных в бюджет авансовых платежей превышают начисленные к уплате Обществом таможенные платежи, не может быть признано правомерным, поскольку в этом случае пени будут иметь не компенсационный характер, а карательный.
В поддержку своей позиции Общество ссылается на п. 29 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 № 49, из которого следует, что нахождение в федеральном бюджете авансовых платежей, превышающих по своему размеру величину произведенных декларанту доначислений, может свидетельствовать об отсутствии потерь бюджета, требующих компенсации посредством взимания пеней.