Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Дело ООО «Красный Дом» к ИФНС № 18 по г. Москве по вопросу порядка взыскания процентов за излишне уплаченный налог на имущество в связи с незаконным включением его в перечень имущества, налог по которому исчисляется по кадастровой стоимости (Определение судьи ВС РФ Антоновой М.К. от 10.05.2023 по делу № А40-60643/2022)

07, Июня 2023

Дело ООО «Красный Дом» к ИФНС № 18 по г. Москве по вопросу порядка взыскания процентов за излишне уплаченный налог на имущество в связи с незаконным включением его в перечень имущества, налог по которому исчисляется по кадастровой стоимости (Определение судьи ВС РФ Антоновой М.К. от 10.05.2023 по делу № А40-60643/2022)

Обществом был уплачен налог на имущество организаций за 2016-2020 гг. исходя из кадастровой стоимости зданий. Затем Общество обратилось в суд с административным иском, обжалуя включение принадлежащего ему имущества в Перечень, на основе которого налог уплачивается по кадастровой стоимости - со дня начала соответствующих налоговых периодов. Суд удовлетворил требования Общества.
Данное обстоятельство послужило основанием для представления в налоговый орган уточненных налоговых деклараций за 2017, 2018 и 2019 гг. (с учетом корректирующих отчетов) и заявления от 18.03.2021 о возврате сумм излишне уплаченного налога за указанный период.

Инспекцией соответствующие решения были приняты.

Полагая, что излишне уплаченные суммы налога подлежали возврату с учетом процентов, начисленных по п. 5 ст. 79 НК РФ, Общество обратилось в суд с заявлением о взыскании убытков. Далее судом принят отказ Общества от иска, производство по делу прекращено. Суды (МО) указали, что оснований для взыскания процентов по ст. 79 НК РФ нет, т.к. общество самостоятельно уплатило налог.

Общество обратилось в ВС РФ с кассационной жалобой, полагая, что суммы налога, которые уплачены налогоплательщиком в отсутствие правовых оснований, в том числе в результате вынесения незаконного нормативного акта, должны быть квалифицированы как излишне взысканные, поскольку в случае неисполнения обязанности по уплате налога в отношении Общества были бы применены принудительные меры, направленные на взыскание налога в бюджет.
По мнению Общества, субъект налоговых правоотношений, добровольно исполнивший обязанность по уплате налога на основании нормативного акта Правительства Москвы как законопослушный участник этих правоотношений, не может быть поставлен в условия худшие, нежели субъект, взыскание налогов с которого исполнялось принудительно. Иное противоречило бы принципу справедливого баланса частных и публичных интересов, предполагающего взаимную ответственность государства, с одной стороны, и граждан и их объединений - с другой.