Дело ПАО «Газпром нефть» к Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по вопросу амортизации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (Определение судьи ВС РФ Завьяловой Т.В. от 01.09.2022 по делу № А40-82898/2021)
Дело ПАО «Газпром нефть» к Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по вопросу амортизации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (Определение судьи ВС РФ Завьяловой Т.В. от 01.09.2022 по делу № А40-82898/2021)
Общество - ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков (КГН), исчисляет консолидированную налоговую базу по налогу на прибыль на основании имеющихся у него собственных данных налогового учета и данных, представленных иными участниками группы
В период 2015-2017 гг. участники КГН осуществляли каботажные перевозки на принадлежащих им судах, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (РМРС).
По итогам выездной налоговой проверки сделан вывод о неправомерном включении Обществом в состав расходов при исчислении базы по налогу на прибыль за указанный период сумм исчисленной амортизации по судам за период их регистрации и нахождения в РМРС.
В п. 3 ст. 256 НК РФ в редакции, действовавшей в проверяемый период, определено, что из состава амортизируемого имущества в целях гл. 25 Кодекса исключаются зарегистрированные в РМРС суда на период их нахождения там.
Суды трех инстанций (МО) признали позицию налогового органа верной. Они учли, что в абз. 5 п. 3 ст. 256 НК РФ возможность начисления амортизации не поставлена в зависимость от целей использования судов, а также от пункта отправления и пункта назначения.
Общество обратилось в ВС РФ с кассационной жалобой. В рассматриваемом периоде Общество осуществляло как международные, так и каботажные перевозки. Суммы амортизации, начисленные по судам, зарегистрированным в РМРС, включены в расходы только в части каботажных перевозок, доходы от которых включены в базу по налогу на прибыль. Правило об исключении из состава амортизирующего имущества судов, зарегистрированных в РМРС, должно распространяться только на суда, используемые исключительно для международных перевозок.
В результате принятия Федерального закона от 04.06.2018 № 137-ФЗ, как полагает Общество, устранено неравное положение налогоплательщиков-судовладельцев, собственников судов, зарегистрированных в РМРС, в случае использования судов для каботажных перевозок. Однако внесение указанных поправок в Закон не свидетельствует об изменении правил налогообложения, существовавших в спорные налоговые периоды.
Примененный судами правовой подход противоречит цели отраслевого регулирования – повышению конкурентоспособности российского флага до уровня иностранных флагов, который преследовал законодатель при введении правил налогообложения прибыли от использования судов, зарегистрированных в РМРС.