Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Чем ответит проспавший сторож

10, Декабря 2020

 

С.Г. Пепеляев,
главный редактор
журнала «Налоговед»,
канд. юрид. наук
 

Обсуждение проблем применения ст. 54.1 НК РФ на различных семинарах и конференциях1 выявило острое противоречие позиций бизнеса и науки, с одной стороны, и сотрудников налоговой службы — с другой, по вопросу, где их, казалось бы, возникать вообще не должно.

1 См. также рубрику «Профессиональная жизнь».

Речь идет об усилиях по выявлению и устранению «точек роста» налоговых схем.

Пункт 2 ст. 54.1 НК РФ ориентирован на покупателей, приобретающих товары и услуги у «дефектных» продавцов. Как правило, покупателям, а не поставщикам инспекции предъявляют претензии, отказывая в учете затрат и вычетов.

При этом всем ясно, что зачинщиками налоговых схем могут быть как те, так и другие, что необходимо искать выгодоприобретателей, выявляя подконтрольность «спорных контрагентов» — «технических» компаний2.

ВС РФ неоднократно обращал внимание на то, что ответственность за недоимки должен нести тот, кто встроил «прокладку» в цепочку поставок3, что взыскание «недоимок» с двух концов такой цепочки неправомерно4.

Очевидно, что отказ от того, чтобы «идти по следу», фактически приводит к безнаказанности тех, кто инициирует схемы. Это генерирует воспроизводство схем.

Оправдание пассивной позиции основано на законодательстве, понимаемом слишком по-нормативистски, «как можно ближе к тексту», но без учета смысла и назначения норм:

  • инспекция проверяет конкретного налогоплательщика, должна сделать вывод о выполнении или невыполнении им, а не кем-то другим требований НК РФ;
  • с помощью давления на покупателей инспекции воздействуют на рынок, который должен очиститься сам;
  • надо последовательно и жестко требовать проявления должной осмотрительности при вступлении в хозяйственные отношения.

Против последнего никто активно и не возражает, правда, замечая при этом, что требованию осмотрительности с 2006 г., когда его сформулировал Пленум ВАС РФ5, и до сих пор так и не была придана законодательная основа. А ведь без нее отказ налогоплательщикам из-за неосмотрительности в признании вычетов и затрат — это по большому счету беззаконие.

ВС РФ пытался придать требованию осмотрительности нормативное основание, но смог только привести доводы о природе и принципах НДС: осмотрительность позволяет обеспечить нейтральность налогообложения6.

5Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 (далее — Постановление № 53).
6Определение СКЭС ВС РФ от 14.05.2020 по делу № А42-7695/2517 АО «Специализированная производственно-техническая база „Звездочка“» (далее — Определение по делу «Звездочки»).

В этих правовых условиях — точнее, условиях бесправия — нельзя занижать требование к инспекциям по доказыванию того, что «технический характер» контрагента был настолько очевиден, что, вступая с ним в хозяйственные отношения, налогоплательщик либо сам был вовлечен в схему уклонения, либо явно и грубо попустительствовал ей.

Понятие должной осмотрительности привнесли в налоговую практику цивилисты, занимавшие большинство в Президиуме ВАС РФ и еще не забывшие привычный с комсомольских времен лозунг «Раньше думай о Родине, а потом о себе»7.

7Пункт 10 Постановления № 53: «…налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом…»

Согласно ст. 401 ГК РФ, откуда это понятие заимствовано, доказывание заботливости и осмотрительности служит освобождению лица от ответственности за нарушение обязательств. Но отсутствие заботливости и осмотрительности (проявление небрежности и легкомыслия) само по себе не выступает основанием для ответственности. Таким основанием служит факт нарушения обязательства.

В налоговом же праве действия без должной осмотрительности и осторожности стали составом правонарушения, следствием которого, согласно Постановлению № 53, является отказ в праве на «налоговую выгоду». Иными словами, отказ в применении норм НК РФ, позволяющих сократить сумму налогового платежа.

ВС РФ высказался определеннее: отказ в вычетах по существу означает применение мер имущественной ответственности. Эта ответственность — прямое следствие такого предосудительного и, значит, наказуемого поведения налогоплательщика8.

8 Определение по делу «Звездочки».

Таким образом, от гражданско-правового института сохранилось только название. Содержание же полностью другое. Где искать его аналогии? В отраслях права, устанавливающих административную или уголовную ответственность. Наиболее конгруэнтный состав — это халатность.

Определение понятия Халатностью признается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе или обязанностей по должности (ст. 293 УК РФ).

Недобросовестный или небрежный подход налогоплательщика к выбору поставщика вследствие проявленного легкомыслия или небрежности (непроявления должной осмотрительности) и есть то, что на языке криминалистов именуется халатностью.

Как и у всякого правонарушения, у действия без должной осмотрительности должен быть понятный и четкий состав, установленный законом. В силу известных обстоятельств он складывается явочным порядком в административной практике налоговых органов и корректируется судами. «Должностное лицо» заменено налогоплательщиком, а «обязанности по службе» — «стандартом осмотрительного поведения в гражданском (хозяйственном) обороте» (это уже вносит некоторую определенность).

Состав халатности предусматривает нарушение охраняемых законом интересов общества или государства. Этот элемент состава должен доказываться, как и все остальные. Но именно здесь и лежит камень преткновения: налоговые органы не возлагают на себя этой ноши.

Как при обвинении в совершении любого правонарушения, госорган должен доказать наличие состава: какую именно осмотрительность — в каком составе и объеме — налогоплательщик должен был проявить, но манкировал этой обязанностью. Вместо этого налоговые органы приводят доводы о наличии неких отрицательных явлений: неуплата налога в цепочке поставок. Они презюмируют, что причиной такой неуплаты стала небрежность проверяемого налогоплательщика, и перелагают на него обязанность доказывать, что состава правонарушения не было, то есть объяснять, как он старался быть осмотрительным в выборе поставщика. Если налогоплательщик с таким объяснением не справился, этого достаточно, чтобы зафиксировать факт правонарушения и привлечь к ответственности в форме отказа в вычетах и иных последствий.

Этот подход фиксируется в проекте разъяснений ФНС России о практике применения ст. 54.1 НК РФ (см. врезку ниже). Делается еще более откровенный вывод о «презумпции долженствования знания налогоплательщиком своего контрагента». Такой подход порочен.

С уважением,
С.Г. Пепеляев


S.G. Pepeliaev

How will a watchman answer who has
overslept?