Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Резолюция XII Международной научно-практической конференции «Налоговое право в решениях КС РФ»

08, Июля 2015
СОБЫТИЕ:

XII Международная научно-практическая конференция «Налоговое право в решениях Конституционного Суда РФ»
17–18 апреля 2015 г.,
юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва

ОРГАНИЗАТОРЫ:

журнал «Налоговед», юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Центр исследований публичных финансов и налогового права стран Центральной и Восточной Европы, Школа права «Статут»

УЧАСТНИКИ:

сотрудники КС РФ, Минфина России, ФНС -России и территориальных налоговых органов, судьи -арбитражных судов, -юристы компаний, налоговые консультанты, адвокаты, ученые-налоговеды, зарубежные эксперты
 

Участники конференции обсудили вопросы теории и практики налогового права, содержащиеся в решениях Конституционного Суда РФ, принятых в 2014 г., а также перспективы развития налогового права в России и пришли к следующим выводам.
 
1. В 2014 г. решения Конституционного Суда РФ продолжали оказывать корректирующее влияние на налоговое право Российской Федерации. В напряженной экономической и бюджетной ситуации обостряется проблема соблюдения прав и свобод налогоплательщиков. Поддержание режима законности невозможно без борьбы за права и свободы плательщиков налогов и сборов всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ).
 
2. В Конституционный Суд РФ в 2014 г. поступило большое число обращений граждан и организаций по актуальным налоговым вопросам, требующим конститу-ционно-правовой проверки. Это означает, что налогоплательщики доверяют Конституционному Суду РФ и ждут от него правовой помощи, которой не смогли получить в других инстанциях.
 
3. В условиях ликвидации Высшего Арбитражного Суда РФ и общего ослабления судебной защиты прав налогоплательщиков необходимо всеми силами стремиться сохранить достигнутый уровень гарантий такой -защиты. Конституционному Суду РФ следует обратить особое внимание на единообразное применение судами Российской Федерации норм налогового права и общесудебных доктрин, сформированных практикой Высшего Арбит-ражного Суда РФ, продолжить создание прецедентной практики конституционного толкования норм права.
 
4. Признан факт позитивного взаимного влияния научных доктрин налогового права и правовых позиций Конституционного Суда РФ. Решения Конституционного Суда РФ широко применяются судами и всеми участниками налоговых правоотношений. Этот российский правовой феномен необходимо развивать.
 
5. Конституционному Суду РФ следует продолжить активную защиту конституционного принципа правовой определенности в налоговом праве, поскольку этот принцип – основа доверия граждан к закону и государству. Указанный принцип распространяется также на судебные акты, в том числе и Конституционного Суда РФ.
 
6. В связи с появлением большого количества новых платежей, именуемых сборами (утилизационный сбор, экологический сбор, торговый сбор и т.  д.), требуется в научных дискуссиях и работах обсудить их сущность, а также целесообразность и обоснованность предложения заменить термин «сбор» в пункте 2 статьи 8 НК РФ на термин «пошлина».
 
В научных исследованиях следует критичнее относиться к новым явлениям в законодательстве и судебной практике, в частности к обоснованности введения термина «фискальные сборы» и дополнения пункта 2 статьи 8 НК РФ новым определением сбора.
 
7. Конституционный Суд РФ должен прилагать больше усилий к тому, чтобы его правовые позиции были сформулированы точно, логически и терминологически корректно, не допускали двоякого истолкования и противоречивого применения. 
 
Поскольку правовые позиции Конституционного Суда РФ подлежат неоднократному применению, они должны быть исполнимыми.
 
8. Ряд формулировок определений Конституционного Суда РФ нуждается в уточнении по причине их неоднозначного истолкования (например, Определение КС РФ от 18.09.2014 № 1822-О) или толкования, приводящего к конфликтам отраслевого законодательства и нарушению правовой гармонии (в частности, Определение КС РФ от 25.09.2014 № 2013-О).
 
9. Необходимо обратить внимание на частые случаи неосновательного обогащения государства, связанные с неопределенностью в применении ставок НДС 0 и 18%: если возникают сомнения в размере ставки, суды по однотипным операциям считают обоснованной ставку 18%, когда налог уплачивается в бюджет, и 0% – когда речь идет о вычетах. 
 
Это приводит к двойному налогообложению и нарушает предусмотренное пунктом 3 статьи 3 НК РФ требование экономического основания налога.
 
10. Продолжают приниматься законы, нуждающиеся в проверке на конституционность по процедурным основаниям, например федеральные законы от 02.04.2014 № 52-ФЗ, от 29.11.2014 № 382-ФЗ, от 29.12.2014 № 458‑ФЗ (значительно ухудшают права налогоплательщиков, имеют низкую юридическую технику, в нарушение законодательной процедуры существенно изменены, дополнены и расширены во втором чтении).
 
11. Возрастает актуальность проблематики налого-обложения физических лиц, в оценке Конституционным Судом РФ нуждаются нормы:
  • о необходимости уведомления налогового органа физическим лицом о наличии у него объекта недвижимого имущества (ст. 400, 401 Налогового кодекса РФ) в ситуации, когда такой объект не зарегистрирован в государственном реестре недвижимости (право собственности на такие объекты в силу ст. 210, 223 Гражданского кодекса РФ еще не возникло);
  • об учете совместного имущества супругов членами семьи для целей налогообложения;
  • об установлении и взимании взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов;
  • о самообложении граждан для решения конкретных публичных задач муниципалитетов и др.
12. Учитывая влияние международного права на налоговое право Российской Федерации, Конституционному Суду РФ следует исходя из части 4 статьи 15 Конституции РФ активнее ссылаться в своих решения на прак-тику Европейского суда по правам человека по вопросам налогообложения.
 
Европейский суд по правам человека не принимает к рассмотрению дела, которые могут быть успешно разрешены конституционным судом страны заявителя, и не удовлетворяет требования, ограничивающие налоговый суверенитет государства, но обращает внимание на недопустимость конфискации денежных средств под видом налогообложения.
 
13. Несмотря на поправки в законодательстве и правовые позиции Конституционного Суда РФ, сохраняет свою остроту проблема ретроспективного действия нормативных актов, изменяющих налоговую базу и размеры налогов. 
 
Необходимо добиваться распространения действия статьи 5 НК РФ на применение актов об утверждении кадастровой стоимости земельных участков, в том числе в спорах с участием граждан и организаций.
 
14. С учетом общественного значения решений Конституционного Суда РФ требуется решить вопрос о размещении текстов обращений, отзывов и других материалов дел в открытом доступе на сайте КС РФ. 
 
Заслуживает поддержки инициатива по добровольному размещению заявителями текстов жалоб на сайте www . nalogoved . ru.
 
15. Вызывает тревогу тенденция снижения судебной требовательности к соблюдению налоговыми органами установленных процедур, в том числе порядка взыскания налоговой недоимки. Нарушение инспекциями пункта 1 статьи 70 НК РФ (срок направления требования на уплату налога, сбора, пеней) никаких негативных последствий для них не влечет. 
 
В то же время нарушение установленных сроков налогоплательщиками, как правило, влечет для них неблагоприятные последствия.
 
16. Требует решения проблема необоснованного возложения на таможенных представителей обязанностей плательщиков таможенных платежей. 
 
Необходимо устранить нормативную неопределенность, из-за которой у таможенных представителей возникает солидарная с декларантами обязанность по внесению таможенных платежей.
 
17. Недопустим возврат к субъективному и неопределенному критерию недобросовестности налогоплательщика, а также к ответственности налогоплательщиков за действия контрагентов, чьи представители отказались от своей подписи на документах, оформляющих сделки.