Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Наиболее значимые судебные решения по налоговым спорам

10, Ноября 2020

О повторной налоговой проверке

Оспариваемое положение п. 10 ст. 89 НК РФ регулирует общие вопросы, связанные с проведением повторной выездной проверки. Оно направлено на обеспечение полного и всестороннего изучения обстоятельств, имеющих значение для выявления действительного размера налогового обязательства, предусматривает гарантии прав налогоплательщиков, ограничивая глубину выездной проверки периодом, не превышающим трех календарных лет. В указанном в жалобе аспекте оно не нарушает конституционных прав заявителя.

Определение КС РФ от 23.07.2020 № 1781-О по жалобе гр. Д.Ю. Крайнова

О расчетном пути установления суммы налогов

Допустимость применения расчетного пути исчисления налогов (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ) непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обусловливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика. Определение налогового обязательства расчетным путем не предполагает его осуществления на произвольных основаниях и направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, а также на обеспечение безусловного выполнения всеми налогоплательщиками конституционной обязанности уплаты налогов. Следовательно, оспариваемое заявителем положение не нарушает конституционных прав налогоплательщика в указанном в жалобе аспекте как позволяющее налоговым органам произвольно определять доходы налогоплательщика, включая в них доходы взаимозависимых лиц.

Определение КС РФ от 23.07.2020 № 1647-О по жалобе гр. А.Ю. Мордасова

О привлечении к субсидиарной ответственности

Подтверждение факта контроля над должником не всегда должно сопровождаться исключительно представлением прямых доказательств, в том числе исходящими от бенефициара документами, в которых содержатся явные указания должнику и кредитору относительно их деятельности. Решения уполномоченного органа о привлечении должника к ответственности за совершение налогового правонарушения, содержащие выводы об используемой лицами схемы вывода денежных средств в адрес аффилированных с конечным бенефициаром российских и зарубежных компаний, никем из участвующих в деле лиц оспорены не были, недействительными не признаны и вступили в законную силу. Освобождая бывшего руководителя должника от ответственности со ссылкой на исполнение им обязанностей гендиректора за пределами двухлетнего срока до принятия заявления о признании должника банкротом, нижестоящие суды не учли, что подобный срок не пресекательный. Инициирование процедуры банкротства по упрощенной процедуре ликвидируемого должника в период проведения мероприятий налогового контроля является нестандартным поведением в рамках гражданского оборота и само по себе должно было вызвать у нижестоящих судов обоснованные подозрения в наличии признаков недобросовестности в действиях, установленных в решении уполномоченного органа, контролирующих должника лиц.

Определение СКЭС ВС РФ от 31.08.2020 по делу № А41-22526/2016 ООО «Товары будущего»

О праве на льготу по таможенным платежам

Неуказание административным ответчиком в письменных объяснениях при подаче таможенной декларации данных о наличии у него вида на жительство в РФ не лишает его права на льготу по уплате таможенных платежей как лица, прибывшего (переселившегося) в государство – член Таможенного союза на ПМЖ.

Определение СКАД ВС РФ от 12.08.2020 № 4-КА20-11 по делу гр. В.В. Крецу

О нотариальном удостоверении показаний свидетеля

Сам по себе факт нотариального удостоверения показаний не заслуживает безусловного доверия, поскольку при допросе нотариус проверяет только личность опрашиваемого лица, а не достоверность фактов, которые это лицо сообщает. Опрашиваемое нотариусом лицо не несет ответственности за сообщаемые сведения, в отличие от допроса, производимого налоговым органом, следователем или судом.

Постановление АС МО от 07.08.2020 по делу № А40-305599/2018 ООО «Эридан»

О ходе допроса свидетелей

Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц инспекции при проведении допроса свидетелей. Должностные лица, присутствующие при допросе, грубо нарушили требования ст. 90, 99 НК РФ, предъявляемые к порядку проведения допроса и составления протокола: в протоколах допроса свидетелей не была отражена информация об удалении в период допроса или присоединении к допросу ряда должностных лиц инспекции. Суд отклонил эти доводы. Статья 99 НК РФ и утвержденная форма протокола не обязывают фиксировать временные периоды участия иных лиц в производстве действий по осуществлению налогового контроля и объявлять перерывы в допросе в связи с указанными обстоятельствами. Обществом не представлены доказательства того, что в результате действий должностных лиц инспекции при проведении допросов нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, созданы препятствия для осуществления такой деятельности или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, как того требуют положения ст. 198201 АПК РФ.

Постановление АС СЗО от 30.07.2020 по делу № А56-108101/2019 ООО «Веллер Текстиль»

О возмещении судебных издержек

Судебные издержки, понесенные выигравшей стороной, до момента подачи заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам подлежат возмещению.

Постановление АС СКО от 30.07.2020 по делу № А15-4410/2018 ИП Гаджиевой У.М.

О применении пониженной ставки НДС на таможне

Для целей применения пониженной ставки НДС в размере 10% имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, указанных в п. 2 ст. 164 НК РФ, в частности к медицинским изделиям, но и их соответствие конкретным кодам по ТН ВЭД и ОКП, установленным Правительством РФ. Утверждение Правительством РФ отдельного перечня предопределено фактом взимания НДС при ввозе товаров на таможенную территорию и служит цели обеспечения определенности налогообложения, имея в виду, что декларирование налогоплательщиками ввозимых товаров и осуществление таможенными органами контроля за правильностью уплаты налога производятся исходя из той классификации товаров, которая предусмотрена для таможенных целей. В тех случаях, когда взимание НДС производится в связи с ввозом товаров на территорию РФ и администрирование налога осуществляется таможенными органами, налоговая ставка 10% по общему правилу применяется, если ввозимый товар отвечает надлежащему коду ТН ВЭД, а не коду ОКП.

Постановление АС МО от 27.07.2020 по делу № А40-96326/2019 ЗАО «Научно-производственное объединение „Аста“»

О последствиях для учета признания сделки недействительной

Сам факт признания сделки недействительной не является достаточным основанием для внесения изменений в бухгалтерский и налоговый учет участников сделки и перерасчета их налоговых обязательств. Признание гражданско-правовой сделки недействительной без проведения реституции не может служить основанием для внесения изменений в налоговые декларации, расчеты.

Постановление АС МО от 23.07.2020 по делу № А40-250974/2019 ООО «Энергосервис»

О проверке отозванных налоговых деклараций

У налогового органа отсутствуют правовые основания для проведения камеральных проверок отозванных налогоплательщиком уточненных деклараций и вынесения по их результатам решений.

Постановление АС ПО от 16.07.2020 по делу № А57-19706/2019 ООО «Саратовский молочный комбинат»

О времени выемки

Суд отклонил довод общества о проведении выемки в ночное время. Согласно протоколу выемка закончилась в 21.59, то есть до 22.00, далее проводилось оформление изъятых документов, составление описи и протокола, что не входит в процесс выемки.

Постановление АС МО от 15.07.2020 по делу № А40-141420/2019 КОО «Уфеноса Холдингс Лимитед»

О законности выемки

Суд отклонил довод общества об отсутствии в постановлении о выемке подробного перечня документов в качестве основания для его незаконности, поскольку ст. 94 НК РФ не содержит требования об указании точного перечня документов. Налоговый орган до начала выемки не может знать, какие именно документы находятся в месте ее проведения. В связи с этим в постановлении указываются общие характеристики документов, позволяющие их идентифицировать с документами налогоплательщика. В данном случае в постановлении указано на изъятие документов по взаимоотношениям налогоплательщика и перечисленных организаций, с примерным перечнем наименований документов, что не противоречит ст. 94 НК РФ.

Постановление АС МО от 15.07.2020 по делу № А40-141420/2019 КОО «Уфеноса Холдингс Лимитед»

О компетенции налоговых органов в части контроля цен

НК РФ разграничивает полномочия в части налогового контроля цен в сделках по уровням системы налоговых органов РФ. Проверка соответствия цен в контролируемых сделках в силу п. 1 ст. 105.17 НК РФ осуществляется непосредственно ФНС России. Проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, которые не признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной проверки. Положения абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ предусматривают запрет на осуществление проверок цен в ходе камеральных и выездных проверок только в отношении контролируемых сделок.

Постановление АС ЦО от 20.07.2020 по делу № А68-5781/2017 АО «ТНС энерго Тула»