Воронка времени
08, Июля 2015
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
канд. юрид. наук
главный редактор,
канд. юрид. наук
Изменения законодательства закручиваются в спираль, вновь уносящую нас в прошлое, из которого мы с трудом выбрались и куда лучше не возвращаться.
В 2005 г., когда, казалось, воздух был пронизан грозовым электричеством и весь бизнес находился в страхе от непредсказуемости атак налоговиков, было принято правильное решение отказаться от главного средства дестабилизации – концепции недобросовестности налогоплательщиков.
Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» разрядило атмосферу бизнеса и открыло путь судебного и научного поиска таких форм и методов борьбы с уклонением от уплаты налогов, которые не создают чувства неопределенности и незащищенности у тех, кто еще готов заниматься производством.
Путь до конца не пройден, однако он странным образом изогнулся и ведет опять в 2005 г.: та же концепция недобросовестности, только названная по-другому, но со всеми признаками неопределенности положения налогоплательщиков и всевластия инспекторов возвращается с законопроектом № 529775-61.
Лентой Мебиуса, не имеющей ни конца, ни начала и постоянно откидывающей назад при полном ощущении движения вперед, предстает тема меняющихся полномочий налоговых органов, используемых в контрольной работе. После принятия Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ2, расширившего полномочия инспекторов для камеральных проверок, налогоплательщики оказались в ситуации, предшествовавшей 2006 г., когда Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ3 пришлось эти самые полномочия урезать и ввести в рамки разумности и предсказуемости.
Отмена специального порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям4 стремительно возвращает нас в период до 2010 г., когда спецпорядок был введен для обуздания энтузиазма следователей.
Ликвидация Высшего Арбитражного Суда РФ, игра-вшего значительную роль в совершенствовании налогового правоприменения и регулирования, отбрасывает нас в «доивановское» время, когда голос правосудия в защиту налогоплательщиков не был столь слышен и тверд.
Эти метаморфозы происходят на фоне увещеваний о необходимости деофшоризации, раскрытия информации о зарубежных активах, декларирования счетов в иностранных банках, трастах и т. д.
С 1 июля 2015 г. каждый владелец скрываемого за -границей имущества может представить в налоговый орган специальную декларацию о своей собственности. Делается это, как провозглашает Закон5, в целях обеспечения правовых гарантий сохраняемости капитала и имущества физических лиц, защиты их имущественных интересов и др.
Но анализируя произошедшие и особенно планируемые изменения в законодательстве, задаешься вопросом: а поверят ли люди в то, что шаг навстречу государству они могут сделать безопасно, не боясь быть вовлеченными «в воронку времени»?
1 Подробнее см.: Пепеляев С. Г. Опять не до права // Налоговед. 2015. № 6. С. 4 – 7; Зарипов В. М. Кризис концепции налоговой выгоды // Налоговед. С. 19 – 31.
2 См.: Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».
3 См.: Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».
4 См.: Федеральный закон от 22.10.2014 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
5 См.: Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О доб-ровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».