Налог для размывания базы
главный редактор
НК РФ все больше становится похож на костюм, при пошиве которого один портной отвечал за пуговицы, другой за карманы, третий, четвертый и пятый за рукава, подклад и т. д. И никто не был ответственен за изделие в целом. Каждая сиюминутная задача решается сама по себе, в ущерб целостности акта. В результате он стал похож на монструозное образование: нелепое, несообразное, рассогласованное.
Яркая иллюстрация — изменения в НК РФ в связи с прогрессивным повышением ставки НДФЛ1. Два дополнительных процента потянули на 19-страничный законопроект, которым кроме повышенной ставки вводятся новые конструкции и понятия.
Согласно НК РФ налог является установленным, если помимо прочих элементов налогообложения определена налоговая база (п. 1 ст. 17). К ней применяется налоговая ставка (ст. 53). Таким образом, налоговая база — единая совокупная стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения.
Законопроект предлагает понятие «совокупность налоговых баз». К этой совокупности применяется определенная налоговая ставка. Налицо прямое несоответствие ст. 53 НК РФ, не предполагающей множества баз для применения к ним единой ставки.
То же установлено и п. 2 ст. 210 НК РФ: только в случае применения разных налоговых ставок могут определяться отдельные базы по соответствующим видам доходов.
Нелепым выглядит вычленение из «совокупности налоговых баз» некой «основной налоговой базы». Статус ее не определен, правовые особенности ее режима не установлены. Это явный законодательный мусор!
Крайняя неряшливость текста законопроекта проявляется и в подходе к самому понятию «налоговая база». В одних случаях она определяется «по доходам», в других — «по операциям». Но, поскольку речь идет о налоге на доходы, налоговая база и есть налогооблагаемый доход.
Фразу «налоговая база по доходам» можно условно принять, если под доходом понимать выручку, из которой надо сделать вычеты для определения подлежащей налогообложению экономической выгоды (чистого дохода). Но никакими толкованиями нельзя оправдать использование в проекте таких корявых выражений, как «налоговая база по доходам в виде сумм прибыли».
Предлагаемые новые редакции статей НК РФ не добавляют нормам четкости. Скажем, в чем истинный смысл правила «основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении такой налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов»? В каком значении употреблено здесь слово «доход»? Как валовые поступления (выручка) или как чистый доход (экономическая выгода — ст. 41 НК РФ)?
Ответ важен, например, тем, у кого нет статуса предпринимателя, кто сдает внаем жилье и самостоятельно оплачивает коммунальные услуги и т. п. В составе налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218–221 НК РФ, такие расходы не учтены. Но это явно те расходы, что связаны с извлечением доходов, они должны вычитаться при определении налогооблагаемого (чистого) дохода.
Законопроект все глубже проводит идею сегментации доходов, полученных гражданами, и скрыто протаскивает нововведения, никак не связанные с его заявленной тематикой.
Cейчас в соответствии с НК РФ стандартные, социальные и другие вычеты, предусмотренные ст. 218–221, применяются к доходам, облагаемым по ставке 13%. К ним относятся все доходы резидентов, за исключением небольшого перечня (выигрыши и призы, процентные доходы по вкладам, экономия на процентах и др.). А предлагается закрепить, что «в отношении налоговых баз, не относящихся к основной налоговой базе, налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218–221 настоящего Кодекса, не применяются». В основную базу включаются главным образом доходы от трудовой деятельности и от выполнения работ, оказания услуг по гражданско-правовым договорам. Следовательно, законопроект лишает налогоплательщиков, получающих, например, только доходы от операций с ценными бумагами и от другой экономической активности, возможности применить налоговые вычеты.
Этот по сути социалистический подход дискриминирует граждан, получающих доходы от разного рода предпринимательской и инвестиционной деятельности. Разве для них теряют актуальность необлагаемый минимум, расходы на содержание материально зависимых лиц, затраты на обучение, лечение, страхование здоровья? Конституционная обоснованность ограничения в применении вычетов оставляет большие сомнения.
Согласно действующей редакции НК РФ лица, имеющие доходы от операций с ценными бумагами, могут жертвовать часть доходов на благотворительность и применить соответствующий налоговый вычет. По законопроекту право на вычет теряется. Трудно объяснить, чем продиктовано это изменение. Совсем недавно организациям была предоставлена возможность относить на расходы суммы пожертвований в адрес НКО2.
Изменения в налог на прибыль организаций и НДФЛ вносятся рассогласованно. Совершенно необоснованно лишать такого же права физических лиц, зарабатывающих на инвестициях. И делать это, по сути, тайно, без указания в Пояснительной записке к законопроекту на нововведение.
Идея «совокупности налоговых баз» усиливает сегментацию доходов разных видов. Исходя из законопроекта, совокупность налоговых баз включает базы по перечню, каждая из них определяется отдельно. В дальнейшей правоприменительной практике это может быть истолковано так, что убытки по одним базам не должны учитываться при подсчете «совокупности баз», поскольку каждая из них существует по отдельности. Такой подход не соответствует общему принципу учета экономической способности лица к уплате налога.
С уважением,
С.Г. Пепеляев
S.G. Pepeliaev
Tax for base erosion