СОБЫТИЕ:
Ежегодная налоговая конференция РСПП,
16 марта 2015 г., Москва
Открывал конференцию президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохин.
Он подчеркнул, что в этом году тема мероприятия не обозначена, поскольку актуальных проблем много и все они требуют поиска решения: как будет реализовано декабрьское Послание Президента РФ1 в части введения моратория на изменение налоговых условий для бизнеса; начнет ли реально работать Закон о КИК2 с апреля этого года; изменится ли практика следственных органов в связи с передачей им права возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без решения налогового органа3; как отразится на бизнесе обновленная судебная система и т. д.
Власть говорит о том, что налоговые условия для бизнеса не должны ухудшаться, но, по мнению А.Н. Шохина, «это минимальная планка» и «никто не говорил, что нельзя [их] улучшать». Он напомнил о том, что до сих пор не завершена инвентаризация налоговых льгот, которая бы позволила обновить их перечень, оставив в нем только эффективные.
Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает ввести мораторий на недавно принятые налоговые законы и применять законодательство по состоянию на январь 2014 г.
Как было отмечено, Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев на одном из совещаний с представителями бизнеса признал, что ряд налоговых законов разрабатывались и принимались в другой экономической ситуации, до кризиса, поэтому нуждаются в инвентаризации.
Пока велись активные дискуссии о налоговом маневре, введении торгового сбора и т. п., осталось незамеченным изменение налоговой ставки по дивидендам, хотя эффективнее, на взгляд Российского союза промышленников и предпринимателей, было бы увеличить ставки в пакете мер по деофшоризации. Это же относится и к принятому Закону о КИК, и к поправкам о расширении прав следователей – их действие надо отложить до принятия закона о налоговой амнистии.
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ И.В. Трунин предложил ввести за правило принимать налоговые законы в первой половине календарного года, чтобы у правоприменителя было время подготовиться. А обсуждение новых налоговых институтов должно быть более длительным.
По мнению председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам А.М. Макарова, настало время точечных решений, таких как введение моратория на налоговый контроль трансфертных цен по внутрироссийским сделкам, отмена НДС с авансов, передача администрирования страховых взносов налоговой службе.
Основные направления налоговой политики, которым много лет не придавалось особого значения, сейчас действительно нужны, и представить их для широкого обсуждения Минфину России необходимо как можно скорее, не дожидаясь «формальных сроков».
Важно также, чтобы предусмотренные антикризисным планом Правительства РФ меры были совмещены с проектом федерального бюджета на предстоящие три года.
Но все же главная дискуссия касалась Закона о КИК. Консультанты поделились опасениями по применению нового регулирования и предложили представителям власти, участвовавшим в обсуждении, свое видение совершенствования введенных правил.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КИК: МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ
(Из выступлений зарубежных экспертов)
2015 г. станет определяющим для принятия решения по вопросу налогообложения КИК. На уровне ОЭСР должно быть решено, КИК – это вспомогательный механизм или «международный полицейский».
ОЦЕНКА ЗАКОНА О КИК
Наибольшие опасения крупного бизнеса вызывают:
- непонимание целей законодателя и долгосрочных тенденций;
- сложность формулировок и взаимосвязей норм закона;
- серьезная административная нагрузка на бизнес;
- риски прошлых периодов при применении определенных концепций закона;
- отсутствие у налоговых органов опыта использования подобных норм, непредсказуемость правоприменительной практики.
Повышение налоговой нагрузки на бизнес в числе опасений не названо.
Направления совершенствования:
- перенос срока подачи в налоговый орган уведомлений;
- введение возможности использовать финансовую отчетность, прошедшую аудит, при расчете базы по правилам Закона;
- устранение двойного налогообложения КИК;
- трактовка неясностей норм Закона в пользу налогоплательщиков;
- разработка новых стимулов для ведения из РФ деятельности за рубежом (например, освобождение от налогообложения прибыли активных иностранных филиалов);
- дальнейшее совершенствование индустриальных исключений, исключений для активных компаний, фокусировка на борьбе с размыванием налоговой базы РФ;
- обязательный налоговый руллинг;
- синхронизация норм Закона о КИК с готовящейся налоговой амнистией.
Появление правил КИК, института бенефициарного собственника – важный и необходимый этап развития налоговой системы РФ, в том числе с учетом международных тенденций (см. текст на полях). Но если раньше иностранные компании рассматривались как буфер защиты прав собственников, то теперь это фактор риска, прежде всего налогового.
Закон о КИК содержит целый ряд технических неточностей и концептуальных недостатков, снижающих его эффективность. К тому же далеко не все захотят участвовать в готовящейся налоговой амнистии из-за репутационных рисков. Планируемая амнистия должна позволить добросовестным налогоплательщикам «снять исторические риски».
И.В. Трунин пояснил, что в Минфине России проходит внутриведомственное обсуждение возможных поправок Закона о КИК. Пока не решено, стоит ли вносить изменения сейчас или следует дождаться практики применения новых правил. Но предложения перенести срок подачи уведомлений и синхронизировать нормы Закона о КИК с налоговой амнистией министерство поддерживает.
Предприниматели (см. текст на полях) говорили о необходимости наладить взаимодействие с налоговыми органами еще на предварительном этапе принятия решения о реструктуризации бизнеса. Хотелось бы понимать среднесрочную перспективу развития российской налоговой системы в этом новом для всех направлении.
Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы С.А. Аракелов подчеркнул, что практики применения Закона о КИК пока нет, однако анализ работы налоговой службы за последние годы позволяет предположить, как будут действовать инспекции в этой сфере контроля.
В качестве примера он привел практику применения статьи 269 НК РФ о недостаточной капитализации. Так, решение по делу компании «Северный Кузбасс»4 не повлекло массовых проверок других налогоплательщиков. Выбранный ФНС России цивилизованный подход помог сформировать практику судов, которая привела к появлению законопроекта5 по совершенствованию норм статьи 269 НК РФ.
Сейчас в ходе досудебного урегулирования налогового спора отменяется порядка 50% решений в отношении крупного бизнеса, пилотный проект по горизонтальному мониторингу позволил сократить число споров в пять раз. За последние два года заключено 50 мировых соглашений по налоговым делам в судах.
С 2015 г. действует налоговый мониторинг, наряду с другими инструментами позволяющий инспекциям уходить от выездного контроля. Служба готова к предварительному руллингу и поддерживает разрабатываемый законопроект.
Позицию налоговых органов помогают понять публикуемые на сайте ФНС России решения по апелляционным жалобам налогоплательщиков6.
С каждым годом снижается число мероприятий выездного контроля, сейчас в основном проводятся отраслевые проверки. Прежде всего проверяют тех налогоплательщиков, кто попал в зону риска. Среди определяющих факторов – низкая налоговая нагрузка, убыточная в течение нескольких лет деятельность, вывод капитала в низконалоговые юрисдикции.
В судах по названным вопросам налоговые органы доказывают наличие в действиях налогоплательщиков признаков злоупотребления, повлекшего неуплату налогов.
Замечено, что в спорах с участием международных компаний российские арбитражные суды пока обходятся без сведений иностранных налоговых администраций (предоставляются по запросу налогового органа в рамках обмена информацией), основываясь на собранных инспекцией доказательствах по делу. Но, по мнению ФНС России, нужно законодательно закрепить соответствующие критерии. Поэтому Служба поддерживает проект закона, которым предлагается ввести принцип добросовестности налогоплательщика и дать определение понятия «злоупотребление правом»7.
По окончании конференции было проведено интерактивное голосование участников по вопросу о том, что вызывает самые большие опасения бизнеса.
Наибольшее число голосов (43%) набрал ответ «возможные претензии налоговых и правоохранительных органов за прошлые периоды». Многих также волнует «возможность возбуждения уголовных дел в течение переходного периода по Закону о КИК» (20%).
Подводя итоги работы, А.Н. Шохин сообщил, что предложения участников конференции будут инкорпорированы в решения Съезда РСПП, завершающего работу Недели российского бизнеса в 2015 г.
1 См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 04.12.2014.
2 Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».
3 Федеральный закон от 22.10.2014 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
4 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 № 8654/11.
5 См.: законопроект № 724609‑6 (поступил в Госдуму 17.02.2015, инициаторы – депутаты Г.Я. Хор, А.М. Макаров).
7 См.: законопроект № 529775‑6 (поступил в Госдуму 23.05.2014, инициатор – депутат А.М. Макаров).