О козе и корове
главный редактор
Новая законопроектная инициатива в отношении налоговых статей УК РФ предусматривает установление твердых сумм недоимок, превышение которых квалифицируется как преступление1. Если не уплаченная компанией сумма превышает 15 млн руб., есть признак уклонения от налогов в крупном размере, а если 45 млн руб. — в особо крупном размере.
Авторы инициативы предлагают отказаться от учета доли недоимки в общей сумме налоговых обязательств. Сейчас УК РФ не считает преступлением уклонение от налогообложения, если недоимка не выше определенного процента от совокупных платежей налогоплательщика.
Этот маневр объясняется большими сложностями для следователей: те не могут правильно обосновать превышение границ, не в состоянии доказать наличие состава преступления.
Должны ли эти интересы ставиться во главу угла? Означает ли это предложение, что введенные в 2003 г. президентским законопроектом2 поправки в УК РФ об установлении процентных критериев были ошибочными и не оправдали себя?
На оба вопроса следует ответить отрицательно.
Для оценки качества бизнес-отчетности применяется принцип существенности: любые погрешности в ней сопоставляются с общим объемом отраженных показателей. Бухгалтеры не проверяют достоверность документов, обосновывающих мелкие траты. Аудиторы не копаются в показателях, несущественных для общего вывода о финансовом состоянии компании.
Принцип существенности реализован и в законодательстве об административной ответственности. Грубым нарушением правил бухгалтерского учета и отчетности, за которое предусмотрено взыскание, признается искажение сумм начисленных налогов не менее чем на 10% или искажение любой статьи (строчки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% (ст. 15.11 КоАП РФ).
Ни о каких трудностях, связанных с применением этой нормы, не известно. Да и может ли уголовное законодательство идти вразрез с законодательством о бухучете и международной практикой, устанавливающими количественные характеристики уровня существенности?
Некоторые радетели перемен исходят из того, что в качестве критерия криминализации недоимки должен учитываться вред бюджету, да и только. «Какая разница, — говорят они, — кто не заплатит 15 миллионов рублей: мелкий или крупный налогоплательщик. И в том и другом случае сто бабушек не получат пенсии».
Но это все равно, что сравнивать корову с козой и бранить ее за то, что сегодня она недодала 100 г молока, ведро не до краев, а примерная коза дала всю положенную ей полулитровую банку.
Говоря же юридически, при установлении любого взыскания следует соблюдать конституционный принцип соразмерности. Он предполагает дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и вида причиненного ущерба, иных обстоятельств, существенных для индивидуализации взыскания.
Именно учет доли недоимки в общем объеме платежей в бюджет (сопоставление плохо с хорошо, вреда с благом) обеспечивает соразмерность при оценке деяния как административного проступка или преступления.
Страна должна быть благодарна тем, кто дает ей «ведро молока», и не доставать острый нож при мелком недоливе.
С уважением,
С.Г. Пепеляев
S.G. Pepeliaev
About a goat and a cow