Обзор новых нормативных правовых актов и других официальных документов
Новые правила исчисления и уплаты налога на имущество
С 2015 г. вводится исчисление налога на имущество исходя из кадастровой, а не инвентаризационной стоимости. Регионы должны перейти на взимание налога по новым правилам до 01.01.2020. В отношении жилых домов (в том числе недостроенных), жилых помещений, гаражей, хозстроений площадью не больше 50 кв. м ставка налога составит 0,1%. Местные власти вправе уменьшать ее до нуля или увеличивать, но не более чем в три раза. В отношении объектов стоимостью свыше 300 млн руб. и нежилых помещений ставка налога равна 2%. Допускается дифференциация налоговых ставок в зависимости от кадастровой стоимости объекта, его вида, местонахождения. Сохраняются существующие налоговые льготы, однако они предоставляются только по одному объекту каждого вида недвижимости по выбору налогоплательщика. Льготы не распространяются на объекты, используемые в предпринимательской деятельности, нежилые помещения и объекты стоимостью более 300 млн руб. Помимо этого предусматриваются вычеты (не облагаемые налогом метры): в отношении квартиры – 20 кв. м, комнаты – 10 кв. м, жилого дома – 50 кв. м. Местным властям дано право увеличивать размеры указанных вычетов. Чтобы не допустить резкого повышения налоговой нагрузки на граждан, в течение первых четырех лет сумму налога будут исчислять с применением понижающих коэффициентов. Кроме того, поправками уточняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов, облагаемых исходя из кадастровой стоимости. В частности, расширен перечень таких объектов. В него включаются жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств. Предусмотрены также изменения в порядке взимания земельного налога. Так, освобождены от налогообложения участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома. Регулируется порядок исчисления налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода.
Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации „О налогах на имущество физических лиц“»
Уточняются Критерии отнесения налогоплательщика к категории крупнейших
Внесены изменения в Критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях (утв. Приказом ФНС России от 16.05.2007 № ММВ-3-06/308@). В качестве таких Критериев применяются: показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации; признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц; наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности. Установлено, что к организации, осуществляющей финансовую деятельность и подлежащей налоговому администрированию на федеральном уровне, могут быть отнесены кредитная, страховая, перестраховочная организации, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд, которые имеют соответственно лицензии: на осуществление банковских операций; на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера; лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг и (или) на осуществление деятельности по ведению реестра; на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Уточняется, что к организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у которых выполняются одновременно следующие условия: суммарный объем полученных доходов (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) находится в пределах от 2 до 20 млрд руб. включительно; среднесписочная численность работников превышает 50 человек; активы составляют от 100 млн до 20 млрд руб. включительно либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов, согласно данным налоговой отчетности, – от 75 млн до 1 млрд руб. С трех до двух лет уменьшен срок, в течение которого организация сохраняет статус крупнейшего налогоплательщика после того, как перестанет удовлетворять установленным Критериям. Поправками также затронут Приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@ «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях».
Приказ ФНС России от 19.09.2014 № ММВ-7-2/483@
Уточнены полномочия органов ФНС России по представлению интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве
Внесены изменения в Приказ ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/663. Предусмотрены критерии, по которым должники подразделяются на три группы. Поправками величина задолженности, превышение которой служит основанием для отнесения к первой группе (перевода должника из второй группы в первую), увеличена с 200 до 300 млн руб. В отношении каждого из должников первой и второй групп устанавливается один из трех уровней контроля, обеспечивающий своевременную выработку обоснованной позиции уполномоченного органа в деле о банкротстве. Определено, в частности, что до принятия решений об отнесении должников первой или второй группы к тому или иному уровню контроля применяется следующее разделение: стратегические предприятия и организации в соответствии с перечнями, утвержденными соответственно Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 № 1226‑р и Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009, а также организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса согласно Постановлению Правительства РФ от 20.02.2004 № 96, относятся к первому уровню контроля; остальные предприятия первой и второй групп – ко второму уровню. Установлен запрет на самостоятельное сопровождение УФНС по субъектам РФ дел о банкротстве организаций третьей группы (без перевода во вторую).
Приказ ФНС России от 16.09.2014 № ММВ-7-8/473@
Утверждены формы справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, Порядок ее заполнения и Формат представления
Утверждены формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, Порядок ее заполнения и Формат представления в электронной форме по ТКС. Приказ зарегистрирован Минюстом России 02.09.2014 № 33929.
Приказ ФНС России от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@
Об утверждении Формы информации, предусмотренной п. 8 ст. 261 НК РФ
Утверждена Форма информации, предусмотренной п. 8 ст. 261 НК РФ. В соответствии с этой нормой организации-налогоплательщики, владеющие лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья либо предполагается осуществлять поиск, оценку и (или) разведку нового морского месторождения углеводородного сырья, ежегодно информируют налоговый орган: о сумме понесенных в истекшем налоговом периоде расходов на освоение природных ресурсов по каждому участку недр, на котором осуществляется (осуществлялась в истекшем налоговом периоде) деятельность, связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении; о новых морских месторождениях, выделенных в истекшем налоговом периоде на таких участках недр; о каждом принятом в истекшем налоговом периоде решении об отнесении расходов на освоение природных ресурсов к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, по каждому из таких месторождений (с указанием сумм расходов); о принятых в истекшем налоговом периоде решениях о прекращении работ на указанном участке недр в связи с экономической нецелесообразностью, геологической бесперспективностью или по иным причинам. Приказ зарегистрирован в Минюсте России 20.08.2014 № 33689.
Приказ ФНС России от 30.07.2014 № ММВ-7-3/393@
Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах
В целях повышения эффективности представления интересов налоговых органов в судах внесены изменения в Приказ ФНС России от 09.02.2011 № ММВ-7-7/147@. В частности, предусмотрено, что при определении размера исковых требований подлежат учету суммовые показатели, заявленные в этих требованиях, в том числе суммы уменьшенных убытков по налогу на прибыль.
Приказ ФНС России от 04.09.2014 № ММВ-7-7/458@