Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Кривое зеркало

12, Декабря 2019
С.Г. Пепеляев,
главный редактор
журнала «Налоговед»,
канд. юрид. наук

Улучшению налогового администрирования в России, оказывается, мешает Всемирный банк (ВБ). Для этого он использует специальные методики составления рейтинга Doing Business (DB). Они искажают реальность и не учитывают благотворное влияние на предпринимательство цифровизации и иных усилий властей1. Методология DB, заявляют в ФНС России, сейчас почти не позволяет разрабатывать дальнейшие меры по эффективности налогового администрирования, которые бы учитывались в рейтинге.

 
1 Doing Business не различает цифры // Коммерсантъ. 2019. 5 нояб. № 202. URL: https://www.kommersant.ru.
 

«Ну и что? Работайте на благополучие страны и ее бизнеса, а не на место в рейтинге. Разве оно самоцель?» — хочется спросить. Однако надо разобраться. 

Недовольство ФНС России вызывают факторы, учитываемые при оценке качества налогового администрирования. Так, при расчете времени на подготовку налоговой отчетности ошибочно учитываются и затраты на ведение учета. Без него показатель улучшился бы в 15 раз! 

Действительно, несовершенная методика. Надо бы ее изменить. Но при этом не забыть и другие обстоятельства, которые приводят к временным и материальным затратам бизнеса на налоговое администрирование. Мы ведь за объективность. 

Предприниматели отмечают, что запросы из налоговой инспекции поступают чуть ли не каждый день. Проверок производства (например, со стороны СЭС) стало меньше, а налоговых проверок сильно прибавилось. Объем запрашиваемых документов часто неадекватен, неразумен и излишен2. Разве время на подготовку копий документов, пояснений, походы в инспекции для дачи показаний, участие в заседаниях комиссий, прорабатывающих налогоплательщиков, не стоит учитывать вместе с затратами на составление отчетности? Уверен, что большинство экспертов посоветуют ВБ так и делать.

 
2 Мытарства малого бизнеса // Ведомости. 2019. 14 нояб. № 214 (4941).
 

Другой камень преткновения: эксперты ВБ принимают во внимание лишь те реформы, которые касаются налоговой сферы, очерченной формально. Если платеж официально назван неналоговым, то для рейтинга он и не важен. 

Отлично! Около сотни таких неналоговых платежей в целях рейтинга российских налогоплательщиков вовсе не обременяют, даже несмотря на то что совокупная их нагрузка, по оценкам Минфина России за 2017 г.3, составляет 0,79% при общей налоговой нагрузке 31% ВВП (см. врезку ниже).

 
3 Минфин хочет передать под контроль налоговиков платежи на 316,6 млрд рублей. URL: https://www.vedomosti.ru.
 

Прогноз

По оценкам Минэкономразвития России, экономия бизнеса от введения до 2019 г. моратория на увеличение ставок отдельных неналоговых платежей может составить 1,8 трлн руб., или около 3% ВВП. 

Несовершенство рейтинга, по мнению ФНС России, в том, что при передаче таких «неналоговых» платежей для администрирования налоговым органам они стали видимыми и ухудшили показатели страны. 

ФНС России права, что избавление плательщиков от администрирования социальных фондов дало положительный эффект: сократилось число деклараций, автоматизирован документооборот. Но, думаю, эксперты будут за то, чтобы прозрачность и объективность рейтинга росли благодаря тому, что учитывается совокупная фискальная нагрузка на бизнес. «Теневая налоговая система» должна быть засвечена в рейтинге. 

Суть претензий налоговой службы к рейтингу не в том, что место России в нем недостаточно высоко, а в том, что он не позволяет улучшать налоговое администрирование на основании полученных баллов. Но если ФНС России так важны внешние оценки, то почему они должны быть из-за рубежа? Российские эксперты дают свои оценки и регулярнее, и с бо´льшим знанием дела, часто предлагая конкретные механизмы совершенствования и законодательные формулировки4

Может, ФНС России стоит прислушиваться к ним внимательнее и так же заинтересованно реагировать?

 

4 Леонов Е. М. Затягивание сроков на принятие актов и решений по налоговым проверкам — защита или нарушение прав налогоплательщиков? // Налоговед. 2019. № 11. С. 11–20; Левашенко А.Д., Коваль А. А. Налоговый комплаенс — путь к доверию или инструмент контроля? // Налоговед. 2019. № 11. С. 33–40; Алпатов П. С. Доказательственное значение сведений АИС «Налог-3» // Налоговед. 2019. № 10. С. 23–31; Попов П. А. От «налога на модернизацию» к обновленной «плате за землю» // Налоговед. 2019. № 9. С. 40–48; Федонина Ю. В. Налоговая проверка: не пора ли расширить круг участников? // Налоговед. 2019. № 6. С. 11–20; Акимова В.Г. О рецепции международных антиуклонительных норм и ее последствиях // Налоговед. 2019. № 4. С. 15–22 и др.

С уважением,
С.Г. Пепеляев


S.G. Pepeliaev

Crooked mirror