«Стратегическая цель реформы — выстраивание прозрачного партнерского диалога с налогоплательщиками»
Федеральная налоговая служба провела реформу системы администрирования крупнейших налогоплательщиков. Появились инспекции, специализирующиеся на конкретных отраслях экономики. О целях реформы и о том, как она проходит, поговорим с Еленой Владимировной Суворовой
В 2001 г. окончила Академию труда и социальных отношений.
1994—1996 гг. — секретарь Московского областного суда.
1996—2003 гг. — юрист в консалтинге.
С 2003 г. по настоящее время — работа в налоговых органах, начиная с госналогинспектора Межрайонной инспекции ФНС России № 38 по г. Москве.
С июля 2011 г. по январь 2019 г. — начальник Управления досудебного урегулирования споров ФНС России.
С февраля 2019 г. — начальник Управления по крупнейшим налогоплательщикам ФНС России.
Удостоена знака отличия «Отличник ФНС России» и благодарности Президента РФ.
— Елена Владимировна, расскажите, почему родилась идея такой реформы. Что не устраивало в прошлой системе налогового контроля, структуре налоговых органов?
Реалии и вызовы экономики — цифровизация, международное сотрудничество налоговых администраций, появление новых отраслей — вновь привели нас к поиску оптимальной модели взаимоотношений с крупным бизнесом. Мы сделали ставку на отраслевую специфику (см. врезку).
Основные принципы реформы
Принципы следующие:
— отраслевая специфика;
— экстерриториальный учет;
— вертикально интегрированная система, обеспечивающая единообразный правоприменительный подход.
Что было предложено? Новые центры компетенций на базе восьми межрегиональных инспекций.
С 1 февраля 2019 г. в подчинение межрегиональным инспекциям переданы 12 межрайонных инспекций, в которых крупнейшие налогоплательщики поставлены на учет по соответствующим отраслям и по экстерриториальному признаку.
В новой системе администрируется около 3000 крупнейших компаний, обеспечивающих больше половины поступлений в федеральный бюджет.
— Представители ФНС России говорят о том, что основная цель реформы — найти риски, характерные для отраслей и компаний со схожими бизнес-моделями1. Как это работает?
— В течение первого года реформы мы отбирали и ставили на учет плательщиков, принимая во внимание их специфику, показатели, выявляли схожие модели бизнеса, характерные для отрасли налоговые риски.
Мы учились работать с налогоплательщиками по-новому.
Постановка на учет компаний со схожими финансово-экономическими показателями и отраслевой спецификой позволяет сравнивать аналогичных налогоплательщиков в сопоставимых условиях, делать выборки и выдвигать гипотезы о потенциальных нарушениях, пополнять систему налоговых рисков.
Система маркеров будет постоянно актуализироваться, в том числе с учетом складывающейся судебной практики.
— Автоматизация, раскрытие информации, важной для налогоплательщиков, — это интересно. Но как такую идею реализовать?
— В работе с крупными налогоплательщиками ФНС России делает ставку прежде всего на налоговый мониторинг. Это не только комфортное взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами, снижение административной нагрузки и т. д., но и возможность на самой ранней стадии обсуждать выявляемые маркеры рисков.
— Многие риски характерны не только для крупнейших налогоплательщиков. Происходит ли обмен информацией с региональными управлениями по субъектам Российской Федерации?
— Отраслевые инспекции становятся источниками важнейшей информации, которую они получают при администрировании крупнейших налогоплательщиков. Эта информация необходима не только им, но и любым другим инспекциям для проведения предпроверочного анализа и контрольно-аналитической работы.
Крупнейшие налогоплательщики — это заказчики разного рода работ, услуг, экспортеры, покупатели, значит, через них можно узнать многое об их контрагентах — не крупнейших налогоплательщиках. Данные о системных нарушениях налогоплательщиков, выявленные отраслевыми инспекциями, представляются территориальным налоговым органам. Кроме того, мы понимаем, что в конечном счете все налогоплательщики страны относятся к какой-то отрасли экономики. Поэтому взаимодействие осуществляется также с целью распространения «волнового эффекта» на всех налогоплательщиков отрасли.
— На сайте ФНС России сообщалось о заседании Экспертного совета с участием крупнейших компаний2.
— Есть идея выносить наиболее острые и проблемные вопросы на обсуждение экспертного сообщества (см. врезку).
Вопросы для обсуждения
Для обсуждения на Экспертном совете отбираются вопросы:
— различные правоприменительные подходы в разных регионах, с которыми сталкиваются крупнейшие холдинговые и многофилиальные плательщики;
— вопросы, требующие экспертной оценки для выработки единых правил в отрасли;
— проблемы учета, когда действия не приводят к неуплате, но затрудняют администрирование в связи с отсутствием единообразия в отрасли.
Для первого заседания мы выбрали вопрос о налогообложении имущества организаций. Разногласия связаны с различными толкованиями закрепленной в Налоговом кодексе РФ формулировки «движимое и недвижимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета».
Компаниям различных отраслей было предложено обозначить зоны риска: перечислить основные средства, которые вызывают вопросы при налогообложении. Мы готовы обобщить полученную информацию, обсудить с экспертами и предложить варианты разрешения споров.
— От выявления риска до назначения налоговой проверки должен быть еще какой-то этап, который исключил бы «ненужные» проверки?
— В инспекциях по крупнейшим плательщикам созданы отделы риск-анализа и отделы отраслевого контроля, которые проводят предпроверочный анализ, выявляют отраслевые риски, организуют встречи с налогоплательщиками. Служба нацелена на добровольное уточнение, исключение судебных споров. Поэтому сотрудники этих отделов общаются с налогоплательщиками по поводу обнаруженных рисков. И только неснятые вопросы передаются в отдел выездных проверок.
— Вы рассказываете, по сути, о новом виде налогового администрирования, которое не регламентировано Налоговым кодексом РФ.
— Да, вопросов много. Процедура предпроверочного анализа отдельно в Налоговом кодексе РФ не выделена: кодекс разрешает вызов налогоплательщиков для дачи пояснений, а также выставление требований вне рамок проверок.
И налогоплательщики положительно рассматривают возможность раннего урегулирования налогового спора без назначения выездной налоговой проверки. Необходимо и возможно ли формализовать эту процедуру? Очевидно, что бизнесу важны гарантии: налогоплательщики хотят знать, какие последствия повлечет для них добровольное участие в таких процедурах — смогут ли они избежать проверок в будущем или ограничиться тематической проверкой спорного вопроса, будет ли ограничение по периоду проверки, возможно ли освобождение от ответственности. Налоговые органы, в свою очередь, не могут отказаться от права проводить проверки за предшествующие три года деятельности налогоплательщика, причем по всем налогам.
Проблема обозначена, мы готовы работать над предложениями по регламентации таких процедур. И ждем предложений от бизнеса, экспертов, науки.
— Из информации на сайте ФНС России3 следует, что налогоплательщики активно используют возможность добровольно уточнить налоговые обязательства. Как это происходит, о каких налогах идет речь и в связи с чем обязательства уточняются?
— Основной блок — трансграничные операции. Практика сформирована, и налогоплательщики отказываются от агрессивного налогового планирования, многие добровольно уточняют свои обязательства прошлых периодов.
Другой блок — вопросы налогового учета. Иногда это приводит к тому, что налогоплательщик должен подать уточненную налоговую декларацию.
Еще одна ситуация — НДС, когда выявляются «сложные разрывы». Компании реагируют на уведомления от налоговых органов и добровольно уточняют свои налоговые обязательства.
— Как Вы прокомментируете такой технический вопрос, который приходилось слышать от сотрудников компаний, отвечающих за взаимодействие с налоговыми органами: «Разница во времени между Воркутой, где наша компания, и Кемерово, где наша инспекция, четыре часа. Как нам работать?»
— Многие компании научились работать с налоговыми органами удаленно, поэтому проблем не возникает. Да, спорить в судах придется по месту нахождения налогового органа, принявшего оспариваемое решение. Но с учетом общей тенденции снижения количества налоговых споров в судах, думаю, что проблем с обеспечением участия налогоплательщиков в процессе не будет (см. врезку).
Статистика (по данным ФНС России)
Количество выездных налоговых проверок в первой половине 2019 г. составило 4900 и снизилось на 35%.
Зафиксировано и сокращение вдвое числа жалоб на решения по таким проверкам.
Число судебных споров уменьшилось на 20% — до 4600.
— На что бы Вы сейчас обратили внимание крупнейших компаний с точки зрения налогового администрирования?
— Бизнес должен быть готов к изменениям. Топ-менеджмент, бенефициары, собственники бизнеса не должны игнорировать встречи с межрегиональными и межрайонными инспекциями.
Самое тяжелое в любой реформе — это смена парадигмы мышления. Так было при внедрении обязательного порядка досудебного урегулирования налоговых споров, так было, когда отказывались от полного охвата выездными проверками крупнейших налогоплательщиков.
Сегодня стратегическая цель реформы — выстроить прозрачный партнерский диалог с налогоплательщиками. Но этой цели можно достичь только совместными усилиями.
— Планы грандиозные, прогнозы самые оптимистичные. Удачи всем нам в этой работе! И спасибо за разговор.
Интервью подготовила Маргарита Завязочникова,
зам. главного редактора журнала «Налоговед»
Уважаемые коллеги!
ФНС России обращает внимание на отсутствие законодательного регулирования процедур допроверочного анализа и контроля деятельности налогоплательщиков.
Служба готова обсуждать предложения и искать пути решения этой проблемы.
Думаем, что в первую очередь идеи должны исходить от ученых-налоговедов. Только с проработанной теоретической базой — на основе диссертационных исследований, дипломных работ — можно грамотно решать практические вопросы.
Призываем всех к этой работе и ждем статей!
Редакция журнала
“The strategic goal of the reform
is to build up a clear partner dialogue
with taxpayers”
E.V. Suvorova, the Head of the Federal Tax Service’s Department
for Major Taxpayers, speaks about the goals of the reform of control
over taxpayers and how it is progressing
Биография