Планируются новые изменения валютного законодательства
старший юрист
«Пепеляев Групп»,
канд. юрид. наук
Как отмечается в Пояснительной записке к законопроекту, он направлен на устранение неэффективных положений и пробелов Закона о валютном регулировании2, выявленных в результате анализа правоприменительной практики.
Законопроектом предусмотрены следующие изменения.
1. Прежде всего, Минфин России считает необходимым вернуть прежнее понятие резидента в отношении российских граждан.
Напомним, ранее в Закон о валютном регулировании были внесены изменения3, согласно которым резидентами признавались российские граждане, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.
Это положение получило неоднозначное толкование на практике. В частности, споры среди специалистов вызвал вопрос, будет ли прерываться годичный срок проживания (пребывания) за рубежом, если гражданин РФ хотя бы на один день приедет в Россию. Если следовать поддерживаемому специалистами Росфиннадзора подходу, по которому прерывание годичного срока будет иметь место, то любой гражданин РФ, проживающий за рубежом, но посетивший Россию, с момента пересечения российской границы вновь становится резидентом со всеми применимыми к нему ограничениями валютного законодательства.
Как следствие, не была достигнута цель введения этого изменения – позволить гражданам РФ, проживающим и работающим за границей, получать от российских организаций заработную плату в иностранной валюте на свои зарубежные счета. Такую возможность этим гражданам должен был предоставить статус нерезидента.
Минфин России предлагает изложить соответствующую норму Закона о валютном регулировании (подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1) в первоначальной редакции. Согласно этой норме резидентами не являются те граждане РФ, которые признаются постоянно проживающими в иностранном государстве по законодательству этого государства.
2. Законопроектом также прямо разрешается выплата российскими организациями зарплаты и иных подобных выплат в иностранной валюте физическим лицам – резидентам, работающим за пределами территории РФ. Ранее уже был существенно расширен перечень операций, средства по которым могут зачисляться на зарубежные счета резидентов4. Но несмотря на это, граждане РФ, проживающие и работающие в другом государстве, до сих пор не могут получать от российских работодателей выплаты в иностранной валюте на свои зарубежные счета, поскольку по общему правилу операции в иностранной валюте между резидентами запрещены, а выплаты по трудовым договорам, названные в перечне разрешенных случаев зачисления средств на зарубежные счета резидентов, относятся лишь к договорам, заключенным с нерезидентами. Как было отмечено выше, изменение понятия резидента, внесенное в Закон о валютном регулировании для признания таких граждан РФ нерезидентами, не достигло своей цели.
Для того чтобы сделать возможным осуществление таких выплат, законопроектом вносится дополнение в часть 1 статьи 9 Закона о валютном регулировании, устанавливающую исключения из запрета на осуществ-ление валютных операций между резидентами. Кроме того, предлагаются изменения в части 5 и 6.1 статьи 12 названного Закона, по которым физические лица – резиденты смогут получать соответствующие суммы на свои счета в зарубежных банках, а российские организации – осуществлять эти выплаты со своих зарубежных счетов (вкладов) при условии, что средства на них зачислены согласно российскому валютному законодательству.
3. Наконец, законопроект устраняет пробел Закона о валютном регулировании, разрешая выплачивать зарплату сотрудникам – резидентам зарубежных филиалов российских юридических лиц через зарубежные счета этих филиалов. На сегодня такая возможность преду-смотрена только для зарубежных представительств российских организаций (п. 2 ч. 6.1 ст. 12 Закона о валютном регулировании).
Вероятно, в ближайшее время следует ожидать внесения законопроекта в Государственную Думу.
4 Федеральный закон от 21.07.2014 № 218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».