Кодекс: перезагрузка?
главный редактор
Будоражащая идея родилась в Госдуме: переписать заново НК РФ. Сначала она звучала из депутатских уст на экономических форумах, потом на парламентских слушаниях1. 25 апреля сего года уже и Правительство РФ поручило Минфину России представить предложения по подготовке новой редакции Кодекса.
Формальный повод для недовольства действующей редакцией — слишком запутанная нумерация: «…порой ее даже трудно произнести. Все это сильно осложняет законодательную технику и уменьшает удобство использования Кодекса»2.
2Минфин объяснил разработку новой редакции Налогового кодекса // РИА Новости. 26.04.2019. URL: https://ria.ru.
Жалобы на сложную нумерацию статей НК РФ до сих пор не высказывали ни бизнес, ни консультанты, ни ученые. Действительно, это не самая большая проблема налогового законодательства. На что постоянно жалуются, так это на крайнюю нестабильность налогового законодательства, непрекращающийся поток изменений.
Но сам законодатель то, в чем его упрекают бизнес и наука, оценивает как свои лучшие достижения: «Налоговый кодекс сегодня тормозит те возможности, которые есть… Правда, мы пытаемся это успешно решить. Мы, например, более 40 законов, поправок в Налоговый кодекс принимаем ежегодно. Уже в эту сессию у нас к принятию 25 налоговых законов. Чтобы было понятно, налоговых законов за это время, за 20 лет мы приняли более 600»3.
Почему эта инициатива возникла и получила поддержку? Какие настоящие проблемы реальных налогоплательщиков она решает? Ответить затрудняюсь.
Наиболее вероятно, это консервация практики потокового изменения НК РФ. Новый подход к нумерации позволит шпиговать его новеллами более изящно. Чего можно ожидать наверняка — многочисленных трудностей перехода к новой редакции, связанных с разрушением сложившейся за два десятилетия инфраструктуры.
Будут проблемы с поиском прецедентной судебной практики, комментариев, разъяснений, прочих относимых документов. Со временем, конечно, базы данных и поисковые системы сделают необходимую переадресацию. Но со временем.
Главное опасение, однако, связано не с этим. Любые технические правки — повод для скрытого проведения более серьезных изменений. Приниматься ведь будет не новая нумерация, а новая редакция НК РФ.
На парламентских слушаниях Кодекс упрекнули в том, что он содержит большое число отсылок как к своим нормам, так и к другим актам, что между его статьями есть противоречия, что он уже не служит законом прямого действия и т. д. Так что нумерацией дело не ограничится.
Можно ли серьезно и вдумчиво, но оперативно пересмотреть беспрецедентный по объему законодательный акт — НК РФ? Сделают ли это те, кто и стали авторами всей громоздкости, бессистемности, противоречивости? Мой ответ отрицательный.
Значит, либо реформа затянется на годы4, либо многие нестыковки так и останутся незамеченными, но какие-то новеллы, о которых сейчас не объявляется, в документ проникнут. Это приведет к изменению status quo, столкновению интересов, противоборству разных общественных сил.
В парламентских слушаниях выступали в основном депутаты и представители власти. Поддержки начинания от представителей бизнеса и науки не прозвучало. Нужно выявить и сформировать действительное отношение специалистов к этой инициативе. Может быть, многим эта идея и впрямь по душе?
«Налоговед» приглашает к научному обсуждению судьбоносного предложения.
С уважением,
С.Г. Пепеляев
S.G. Pepeliaev
The Code: reloaded?