Событие:
Налоговый форум РСПП,
11 марта 2019 г., Москва
Проводился в рамках Недели российского бизнеса.
Открывая работу форума, президент РСПП А. Н. Шохин представил итоги проведенного союзом опроса о наиболее значимых изменениях в налоговой сфере в 2018 г. Выступающий признал, что практически все они произошли благодаря совместной работе Российского союза промышленников и предпринимателей с Комитетом Госдумы по бюджету и налогам.
Но бизнес продолжает волновать непредсказуемость правоприменительной практики, предлагаемое Минфином России регулирование неналоговых платежей и другие вопросы. «Приглашенные к дискуссии спикеры остановятся на них более подробно, и все предложения будут учтены в итоговом тексте резолюции форума», — заверил А. Н. Шохин.
Председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам А. М. Макаров добавил, что по результатам совместной работы с бизнесом в 2018 г. принято восемь налоговых законов. И это не все, хотя в 2019 г. нижняя палата парламента направит свою работу на реализацию Послания Президента РФ. Будет расширено применение налогового мониторинга.
Нужно понять позицию бизнеса по сокращению фискальной нагрузки, для этого она должна стать единой и отвечать интересам не отдельных лиц. Такой позиции пока нет, подчеркнул спикер. По его мнению, налоговая система требует не реформирования, а настройки. Фискальная нагрузка — это не понижение налоговых ставок, а определение того, сколько легальный бизнес платит за тех, кто в тени. «Можно в Основные направления налоговой политики заложить оценку налоговой нагрузки», — предложил выступающий.
Директор Департамента доходов Минфина России Е. В. Лебединскаяостановилась на работе по кодификации неналоговых платежей (см. врезку).
Неналоговые платежи
Минфин России выделил несколько категорий платежей, обозначив связанные с ними проблемы:
- платежи, связанные с различными госреестрами: только часть из них по сути госпошлина; предстоит разобраться, насколько все эти платежи необходимы и адекватны; обнаружены и предшествующие этим сборам платежи, для их оценки нужна помощь бизнеса;
- платежи за необходимые обязательные услуги, которые осуществляются до оказания госуслуги: в регионах эти платежи разные, их размеры тоже различаются; если включить их в НК РФ не получится, то следует передать регулирование на уровень Правительства РФ;
- платежи, связанные с оценкой того или иного вреда: основная проблема — как оценить вред, методики расчета должны быть корректными;
- тарифы естественных монополий: регулируются соответствующим законодательством, какие-либо проблемы пока не выявлены;
- платежи за услуги на конкурентном рынке: требуют оценки совместно с ФАС России в части, когда услугу оказывают госучреждения, поскольку это конкурентный рынок.
Нагрузку на предпринимателей от уплаты существующих платежей трудно оценить: она зависит от вида бизнеса, платежа, востребованности той или иной услуги и т. д. Первая оценка нагрузки — 1% ВВП. Эта цифра приводилась в самом начале работы. Пока оценена кодификация шести первых неналоговых платежей: экологического, утилизационного и курортного сборов, платы за негативное воздействие на окружающую среду, за проезд большегрузов по автодорогам, обязательных отчислений операторов связи. Сумма составила 300 млрд руб. в год.
Но цели увеличить поступления в бюджет не ставились, отметила Е. В. Лебединская. Цель поставил бизнес: предсказуемость платежей и единый администратор. Фискальная нагрузка может быть и невысокой, но при этом высокой будет административная нагрузка из-за большого числа самых разных платежей.
Как заметил А. М. Макаров, бизнес обеспокоен тем, что при включении платежей в НК РФ их администрированием займутся налоговые органы. «Да, это другой уровень контроля, — признал он. — Никто не спорит, что дорабатывать понятия, методики и тому подобное нужно. Но почему об этом заговорили только сейчас?» Задача предсказуемости налоговой системы, о чем просит бизнес, решается только путем кодификации платежей. «Нужна ли нам третья часть НК РФ о неналоговых платежах? Не в этом вопрос. Нужна новая редакция Кодекса — единого, поскольку действующие первая и вторая части уже во многом перестали совпадать», — добавил спикер.
Советник генерального директора АО «СУЭК», ответственный секретарь Комиссии РСПП по горнопромышленному комплексу М. В. Довгялло вступил в дискуссию с представителем Госдумы. Он отметил спорные моменты предлагаемого Минфином России регулирования и спросил, почему именно эти платежи приравняли к налогам, если почти все они имеют компенсационный характер. Судебная практика показывает, что споры бизнеса с государством идут не о том, платить или нет, а сколько платить. Существующие методики, к сожалению, не дают четких ответов.
Директор по налогам ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» П. И. Коломенский перешел к обсуждению еще одной проблемы: разграничению движимого и недвижимого имущества в налоговых целях1.
На примере своей компании он показал влияние действующей инвестиционной льготы на бизнес. При вкладе компании в виде инвестиций и налогов на сумму 380 млрд руб. (за 2013—2018 гг.) она сэкономила в виде льготы по налогу на имущество только около 1,3% от этого вклада. Если (а такое предложение обсуждается) после разграничения движимого и недвижимого имущества льгота сохранится лишь для мобильных объектов, например транспортных средств, размер льготы не превысит 0,01%, что сделает ее бессмысленной.
Директор налогового департамента ПАО «Горно-металлургическая компания „Норильский никель“», заместитель председателя Комитета РСПП по налоговой политике А. С. Кизимов выделил еще одну проблему: ретроспективная отмена этой льготы правоприменительной практикой.
По его мнению, в Налоговом кодексе РФ нужна норма о том, что в таких случаях новая практика применяется с текущего периода или на будущее. Он заметил, что эту проблему во многом решают инструменты налогового мониторинга и налоговые рулинги, но они далеко не для всех налогоплательщиков.
Обращено внимание и на выстраивание ФНС России новой вертикали администрирования крупных налогоплательщиков — отраслевой подход2. «Хотелось бы с участием Службы и бизнес-объединений снимать возникающие вопросы», — поделился спикер.
Заместитель руководителя ФНС России Д. В. Сатин согласился, что с налогоплательщиками нужно оперативно обсуждать случаи, когда налоговые органы меняют сложившуюся практику. Но об изменении практики нельзя говорить, если позиции Службы, Минфина России, судов не были высказаны, заметил он. Отраслевой подход в администрировании снижает неопределенность и повышает возможность прогнозирования налоговых последствий.
В завершение заместитель министра финансов А. Ю. Иванов призвал бизнес присмотреться к готовящемуся к принятию закону о поощрении и защите инвестиций. Этот закон предусматривает общий заявительный режим для инвесторов и сохранение на длительный период неизменяемого фискального режима и регуляторных норм.
Законопроект находится на финальной стадии подготовки перед тем, как будет представлен в Правительстве РФ. Планируется принять его в весеннюю сессию Госдумы. Новые нормы будут распространяться на все инвестиционные проекты начиная с 1 января 2019 г., а первый этап реализации продлится шесть лет.