Экспортер получит рубль
Валютное законодательство зачастую находится на периферии внимания компаний и их руководителей. Между тем оно преподносит сюрпризы день за днем. Об этом – в нашей новой рубрике «Страничка валютчика».
Федеральным законом от 05.05.2014 № 112-ФЗ, который известен как Закон о создании национальной системы платежных карт, внесены изменения в статью 24 «Права и обязанности резидентов и нерезидентов» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Эта статья дополняется новой частью 3, вступившей в силу 5 мая – в день опубликования Закона о создании национальной системы платежных карт.
Она сформулирована следующим образом:
В части обязательного получения рублей на счет не только в российском, но и в зарубежном банке правило не имеет ничего общего с ранее действовавшей обязательной продажей валютной выручки. Это означает, что новое требование по своему характеру не является реинкарнацией старого – у него иные цели регулирования.
Последовательная реализация этой меры может в отдаленной перспективе привести к дефициту иностранной валюты в нашей стране. Надежным источником иностранной валюты до сих пор была выручка экспортеров. Дисбаланс не возникнет, если импортеры, в свою очередь, смогут убедить иностранных контрагентов перейти на расчеты в рублях, однако инструментами понуждения контрагентов к этому импортеры не располагают.
Возможно применение этого нового требования как к определенному перечню товаров, работ, услуг и (или) к внешнеторговым контрактам, заключенным с резидентами государств из определенного перечня, так и ко всем внешнеторговым контрактам, если Правительство РФ не установит указанные перечни.
Положение «Правительство Российской Федерации вправе установить… перечень иностранных государств, с резидентами которых заключаются указанные контракты» формально может быть истолковано не только как установление перечня государств, с чьими резидентами заключаются внешнеторговые контракты, по которым необходимо получать часть выручки в рублях, но и как возможное ограничение перечня государств, с чьими резидентами заключаются внешнеторговые контракты, по которым предусматривается оформление паспорта сделки (буквальная формулировка). Однако по смыслу нормы обоснованным является именно первое толкование.
Л.В. Ромащенко,
старший юрист «Пепеляев Групп», канд. юрид. наук