Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Экспортер получит рубль

08, Июня 2014

Валютное законодательство зачастую находится на периферии внимания компаний и их руководителей. Между тем оно преподносит сюрпризы день за днем. Об этом – в нашей новой рубрике «Страничка валютчика».

Федеральным законом от 05.05.2014 № 112-ФЗ, который известен как Закон о создании национальной системы платежных карт, внесены изменения в статью 24 «Права и обязанности резидентов и нерезидентов» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Эта статья дополняется новой частью 3, вступившей в силу 5 мая – в день опуб­ликования Закона о создании национальной системы платежных карт.

Она сформулирована следующим образом:

«Резиденты обязаны обеспечить получение на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, по внешнеторговым контрактам, для которых настоящим Федеральным законом предусматривается оформление паспорта сделки, валюты Российской Федерации в доле, определяемой Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, по которым осуществляются расчеты в соответствии с настоящей частью, а также перечень иностранных государств, с резидентами которых заключаются указанные контракты».
 
Обязанность резидентов получить на свои счета российскую валюту в определенной доле от выручки напоминает действовавшее ранее требование об обязательной продаже валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ (отмененная ст. 21 Закона о валютном регулировании). Но в отличие от него определенная доля выручки должна быть получена сразу в рублях, а не конвертирована в них в течение определенного срока после ее поступления на счет в банке.

В части обязательного получения рублей на счет не только в российском, но и в зарубежном банке правило не имеет ничего общего с ранее действовавшей обязательной продажей валютной выручки. Это означает, что новое требование по своему характеру не является реинкарнацией старого – у него иные цели регулирования.

Последовательная реализация этой меры может в отдаленной перспективе привести к дефициту иностранной валюты в нашей стране. Надежным источником иностранной валюты до сих пор была выручка экспортеров. Дисбаланс не возникнет, если импортеры, в свою очередь, смогут убедить иностранных контрагентов перейти на расчеты в рублях, однако инструментами понуждения контрагентов к этому импортеры не располагают.

Возможно применение этого нового требования как к определенному перечню товаров, работ, услуг и (или) к внешнеторговым контрактам, заключенным с резидентами государств из определенного перечня, так и ко всем внешнеторговым контрактам, если Правительство РФ не установит указанные перечни.

Положение «Правительство Российской Федерации вправе установить… перечень иностранных государств, с резидентами которых заключаются указанные контракты» формально может быть истолковано не только как установление перечня государств, с чьими резидентами заключаются внешнеторговые контракты, по которым необходимо получать часть выручки в рублях, но и как возможное ограничение перечня государств, с чьими резидентами заключаются внешнеторговые контракты, по которым предусматривается оформление паспорта сделки (буквальная формулировка). Однако по смыслу нормы обоснованным является именно первое толкование.

Л.В. Ромащенко,
старший юрист «Пепеляев Групп», канд. юрид. наук