Важнейшее событие и его оценка, ожидаемое событие
27, Мая 2014
И.Н. Соловьев,
руководитель аппарата Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции,
докт. юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ
ВАЖНЕЙШЕЕ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СОБЫТИЕ ПРОШЕДШЕГО МЕСЯЦА
Следственный комитет РФ предлагает изменить ст. 199 УК РФ, расширив перечень должностных лиц, ответственных за фальсификацию отчетности, – перечень должен быть открытым. Предлагается дополнить НК РФ статьей, запрещающей злоупотребление правами в части налогообложения. Минфин России в целом поддерживает эти идеи, хотя отмечает, что их еще предстоит сформулировать в окончательной редакции.
ВАША ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ЭТОГО СОБЫТИЯ
Идеи СКР давно обсуждаются в профессиональном сообществе. Сегодня субъекты ответственности по ст. 199 УК РФ – руководитель, главный (старший) бухгалтер, иные служащие бухгалтерии, внесшие искаженные данные в документы и декларации; лица, ответственные за организацию и ведение бухучета. Но как показывает жизнь, это далеко не все, кто заинтересован в противоправном снижении налогового бремени.
САМОЕ ГЛАВНОЕ ОЖИДАЕМОЕ СОБЫТИЕ
Итоги декларационной кампании – 2013 для физических лиц. Развитие электронных сервисов ФНС России должно побуждать физических лиц к своевременной уплате налогов. Запущенный в прошлом году электронный сервис «Уплата налогов физических лиц» позволяет оплатить налоги, не дожидаясь уведомления. Физические лица могут сформировать платежные документы на уплату налогов, пеней и штрафов авансом.
С.Т. Кутукова,
руководитель Департамента финансов и бухгалтерии «Метро Кэш энд Керри»
ВАЖНЕЙШЕЕ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СОБЫТИЕ ПРОШЕДШЕГО МЕСЯЦА
ВАС РФ готовит Постановление Пленума по вопросам, возникающим у судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС. В частности, предлагается начислять НДС на товарные потери. В проекте Постановления говорится, что избежать налога компания может, только если докажет хищение или порчу товара. ФНС России, как сообщают СМИ, разделяет позицию Суда.
ВАС РФ готовит Постановление Пленума по вопросам, возникающим у судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС. В частности, предлагается начислять НДС на товарные потери. В проекте Постановления говорится, что избежать налога компания может, только если докажет хищение или порчу товара. ФНС России, как сообщают СМИ, разделяет позицию Суда.
ВАША ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ЭТОГО СОБЫТИЯ
Позиция Суда противоречит основным принципам НК РФ. Причины товарных потерь организаций со свободным доступом покупателей, как правило, невозможно установить. Но переквалификация таких потерь в выручку от реализации для целей НДС не имеет экономического основания. Перекладывание на налогоплательщиков бремени доказывания отсутствия реализации противоречит презумпции добросовестности.
САМОЕ ГЛАВНОЕ ОЖИДАЕМОЕ СОБЫТИЕ
Уточнение порядка определения кадастровой стоимости земельных участков, офисных и торговых зданий для целей обложения земельным налогом и налогом на имущество организаций. Также требует совершенствования порядок оспаривания либо пересмотра кадастровой стоимости в досудебном и судебном порядке.
И.В. Хаменушко,
старший партнер «Пепеляев Групп»,
канд. юрид. наук
ВАЖНЕЙШЕЕ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СОБЫТИЕ ПРОШЕДШЕГО МЕСЯЦА
Минфин России разработал законопроект, облегчающий выполнение российскими банками правил FATCA – закона, требующего от банков по всему миру выполнять некоторые функции налоговых агентов для Службы внутренних доходов США (передавать информацию о счетах и операциях налоговых резидентов США). Устраняются имеющиеся в российском праве препятствия к передаче налоговой информации за рубеж.
Минфин России разработал законопроект, облегчающий выполнение российскими банками правил FATCA – закона, требующего от банков по всему миру выполнять некоторые функции налоговых агентов для Службы внутренних доходов США (передавать информацию о счетах и операциях налоговых резидентов США). Устраняются имеющиеся в российском праве препятствия к передаче налоговой информации за рубеж.
ВАША ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ЭТОГО СОБЫТИЯ
Принятие законопроекта избавит банки от выбора: нарушить законодательство РФ о защите банковской тайны или нормы FATCA. Предлагавшийся вариант передачи сведений через ФНС России был проще, но требовал договоренности на межгосударственном уровне с учетом принципа взаимности, что вряд ли достижимо в ближайшем будущем. Банкам придется внимательно изучить американский закон и научиться применять его.
САМОЕ ГЛАВНОЕ ОЖИДАЕМОЕ СОБЫТИЕ
Для деофшоризации нужен третий – два уже есть. Законопроект Минфина России о деофшоризации содержит два ожидаемых компонента: институт КИК и понятие налогового резидентства иностранных организаций. Ждем появления в ближайшее время недостающего звена – определения конечного бенефициара для целей налогообложения. Видимо, проект будет разработан с участием Росфинмониторинга.