Налоговая система за последние 10 лет: мнения экспертов
«Налоговед» спросил у ведущих ученых, представителей судейского корпуса и госслужащих, что изменилось в налоговой системе России за последнее десятилетие. Отметив, что налоговое право и практика разрешения налоговых споров продвинулись далеко вперед, эксперты тем не менее указали на наиболее существенные недоработки в этой сфере
Г.А. Гаджиев,
судья Конституционного Суда РФ, докт. юрид. наук
В последние годы в центре внимания науки налогового права, равно как и конституционно-судебной практики оказался принцип правовой определенности. Еще десять лет назад о его существовании знал относительно небольшой круг специалистов в области теории права. Сегодня этот принцип признан Конституционным Судом РФ универсальным и общеобязательным, относящимся к основам конституционного строя1. Его воздействие на правовую систему стало очевидным с принятием известного Постановления КС РФ от 05.02.2007 № 2-П, посвященного проблемам института надзора в гражданском судопроизводстве. Влияние этого принципа возрастает по мере того, как меняются тип правопонимания, восприятие судьями и учеными идей правового реализма.
Доктрина, признающая роль судов в правообразовании, предполагает, что важен не столько текст закона, сколько сам процесс судебной «правогенерации». Верховный Суд РФ участвовал в этом тектоническом сдвиге не так активно, как Высший Арбитражный Суд РФ2, в связи с чем позиции двух высших инстанций разошлись, в частности, по вопросам налогового права и смежным с ним проблемам. Случаи таких противоречий известны специалистам, примером могут послужить принципиально разные толкования последствий контрольной закупки, проведенной сотрудниками налоговых органов в отношении юридического лица.
Объединение двух высших судов было обосновано необходимостью защитить принцип правовой определенности и связанное с ним конституционное требование равенства всех перед законом. Надеюсь, эта мера достигнет цели, принцип правовой определенности еще больше укрепится в российском правопорядке и при этом не будут утрачены достижения ВАС РФ последних лет в налоговом праве и иных сферах.
М.Ф. Ивлиева,
заведующий кафедрой финансового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, канд. юрид. наук
Перемены видны невооруженным глазом и прежде всего в таком сегменте налоговой системы, как администрирование. Выросло качество налогового контроля, становится все меньше грубейших нарушений Налогового кодекса РФ, в том числе процессуальных. В лучшую сторону изменились и взаимоотношения налогоплательщика и налогового органа, о чем свидетельствует повсеместное внедрение электронного документооборота, сдачи отчетности, создание личных кабинетов налогоплательщиков.
В части системы налогов и сборов опасения вызывает тенденция поимущественного налогооб
ложения. Обращение к таким налогам – анахронизм, шаг назад в эволюционном развитии. Имущественное налогообложение было характерно для тех исторических периодов, когда государство не имело возможности поймать налогоплательщика за руку, точно посчитать его доходы и взять с него налоги.
Надо признать, что наука налогового права активно развивалась в середине 1990-х гг. Но за последние десять лет более весомым оказался вклад не науки, а судебной арбитражной практики. Мы все скорбим в связи с упразднением ВАС РФ. Низкий поклон Председателю Суда Антону Александровичу Иванову, судьям за их правовые позиции, единообразие применения налогового права, сохраняющее баланс публичного и частного права. Не со всеми решениями ВАС РФ можно согласиться. Но работа по созданию цивилизованных отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками в ситуации, когда законодатель не успевает все отрегулировать, была сделана огромная.
С.Д. Шаталов,
заместитель министра финансов РФ, докт. эконом. наук
За десять лет все изменилось. Российская налоговая система сформировалась к 2003 г.: появились современные НДФЛ, НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ, специальные налоговые режимы. Однако Налоговый кодекс РФ очень много перерабатывался. За это время кардинально изменились налоговый режим, налоговое администрирование. Последнее значительно улучшилось, мы далеко продвинулись в этом направлении. В налогообложении перемены происходят постоянно, что связано с природой экономики и защитой различных интересов.
В.В. Бациев,
председатель пятого (налогового) состава, член Президиума ВАС РФ
В течение последних десяти лет активно развивалась судебная арбитражная практика.
Вопросы, которые ставили перед Президиумом ВАС РФ участники налоговых споров, со временем только усложнялись.
Сейчас одна из важнейших проблем разрешения налоговых споров заключается в применении экономического анализа. Налоговому праву в большей степени, чем любой другой отрасли права, необходимо учитывать экономику вопроса при регулировании отношений, связанных с установлением налогов, определением круга обязанных лиц, элементов налогообложения, порядка исчисления налоговой базы.
В Налоговом кодексе РФ закреплены основные начала налогообложения: экономическая обоснованность установления налога, всеобщность и равенство налогообложения, недопустимость дискриминации и установления различного фискального бремени для тех категорий налогоплательщиков, между которыми нет обоснованного экономического различия, в особенности если оно заключается исключительно в форме собственности.
Конечно, эти принципы должны учитываться прежде всего законодателем, который устанавливает и совершенствует нормы налогового права, с тем чтобы добиться справедливого, соразмерного и нейтрального налогообложения.
Такое налогообложение отвечает регулируемым экономическим отношениям и в силу этого не стимулирует и не провоцирует к тому, чтобы налогоплательщик изменял свое поведение, выбирал форму ведения предпринимательской деятельности и строил хозяйственные отношения с контрагентами, имея целью только снижение налогового бремени.
И правоприменители, и суды обращаются к основным началам налогообложения для разрешения спорных ситуаций, обусловленных в немалой степени тем, что законодателю не удалось в полной мере обеспечить реализацию этих принципов.
Такая недоработка влечет пробельность регулирования, возникновение коллизий либо нечеткость определения правил поведения и налоговых последствий совершаемых налогоплательщиком хозяйственных операций.
К сожалению, в ряде случаев некоторые договорные конструкции, такие как простое товарищество, преданы забвению и не используются участниками хозяйственного оборота именно в силу недолжного регулирования налоговых последствий исполнения.
Е.Ю. Грачева,
первый проректор, заведующий кафедрой финансового права Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), докт. юрид. наук
Прошедшее десятилетие оказало самое большое за все годы реформ влияние на налоговую сферу. Вступившие в силу с 1999 г. первая часть и с 2000 г. вторая часть НК РФ позволили сформировать к 2003 г. определенную правоприменительную практику, повлиять на правосознание граждан, работников налоговых, правоохранительных, судебных органов.
В налоговом законодательстве были закреплены такие важнейшие принципы, как презумпция невиновности налогоплательщика, обязанность платить налоги, установленные только законом, право не исполнять требования должностного лица налогового органа, противоречащие законодательству, и др.
В последнее десятилетие основной тенденцией развития налогового законодательства стало совершенствование механизмов проведения контроля, процессуальных норм привлечения к ответственности за правонарушения.
Налоговая реформа, начатая в 1990-х гг., продолжается. Об этом свидетельствует изменение не только норм первой части НК РФ, но и самой системы налогов и сборов, которое выражается в создании новых и отказе от ранее действовавших налоговых платежей.
И.Н. Соловьев,
руководитель аппарата Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, профессор, докт. юрид. наук, заслуженный юрист РФ
Одно из главных достижений российской налоговой системы – единая 13-процентная ставка НДФЛ, обозначающая вектор на транспарентную систему выплаты заработной платы, сбережения ценных и уникальных специалистов.
Стоит вспомнить и списание в течение первого квартала 2012 г. налоговой задолженности 33 млн российских граждан на общую сумму 36 млрд руб.
Была обеспечена максимальная дружественность этой процедуры по отношению к налогоплательщикам.
Все произошло в автоматическом режиме, и гражданам не надо было ходить по инстанциям.
В числе последних новшеств я бы назвал принятие Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».
На мой взгляд, многие до сих пор недооценивают (или, может быть, не дочитали этот документ) его значение с точки зрения увеличения прозрачности в налоговой и финансовой сферах.
Произошла почти полная декриминализация налоговых преступлений с ежегодным (с начала 2010 г.) увеличением показателей от 30 до 50%.
В то же время создана неработающая схема противодействия преступности в налоговой сфере.
Наконец, следует упомянуть о системных проблемах в межведомственном взаимодействии контрольных и правоохранительных органов: полиция забывает, что функция контроля за полнотой и правильностью уплаты налогов не подразумевает формирования доказательственной базы преступления.
Л.И. Гончаренко,
проректор по магистратуре и аспирантуре, заведующий кафедрой налогов и налогообложения Финансового университета при Правительстве РФ, профессор, докт. эконом. наук
Много сделано в области налогового администрирования: организована работа с крупными и крупнейшими налогоплательщиками, повышено качество налоговых проверок, снижены риски налогоплательщиков, принят раздел НК РФ по налоговому контролю правил трансфертного ценообразования.
Все эти меры способствовали развитию таких основополагающих принципов налогообложения, как справедливость и определенность.
Многое предпринято и для того, чтобы налогообложение стало удобным.
Отмечу личный вклад руководителя ФНС России Михаила Владимировича Мишустина в развитие сервисной составляющей в работе налоговой службы, комфортных уплаты налогов и отношений налогоплательщиков с налоговыми органами.
Э.М. Цыганков,
член Президиума Российской ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
Идея составить мозаику российской налоговой системы последнего десятилетия из различных мнений очень интересная. Тем более что мнений достаточно.
Можно смело заявить, что к 2004 г. налоговая система в России состоялась. Другой вопрос: какая она и насколько отвечает предъявляемым к ней требованиям? К сожалению, эта система, как и система российского законодательства в целом, все еще требует серьезного усовершенствования.
Начнем с того, что процесс российского законотворчества хаотичный, он идет без стратегического плана по созданию и совершенствованию законодательства, без анализа законопроектов на соответствие существующей или планируемой законодательной системе. В итоге невозможно предсказать, каким будет наше законодательство через пять или десять лет. Мы даже не знаем, каким оно должно быть в тот или иной период развития. Так что с точки зрения системности, предсказуемости и определенности налоговое законодательство за последние десять лет не изменилось.
В угоду насущной или политической необходимости в Налоговом кодексе РФ появляются и исчезают статьи и целые главы, но основных недостатков системы это не устраняет. Яркий пример – нелегкая судьба единого социального налога. В статусе налога он просуществовал всего (или целых) восемь лет. Потом его снова назвали страховым взносом, хотя никакого родства со страхованием у него так и не выявилось. Сейчас поговаривают о возвращении «блудного сына» в лоно налоговых платежей. Может быть, так и случится.
Tax system in the recent 10 years: expert opinions
Nalogoved asked top-level academics, representatives of judicial authorities and employees of state agencies what had changed in the Russian tax system over the past ten years. The experts emphasised that the tax law and tax dispute resolution practice had developed significantly, but, nevertheless, pointed out some most significant omissions in this sphere.
Key words: “tax system” – “Russian Constitutional Court” – “Russian Supreme Court” – “Russian Supreme Arbitration Courtˮ – “tax lawˮ – “principles of taxationˮ – “legislationˮ – “Russian Tax Codeˮ – “tax relationsˮ