Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Как сохранить?

10, Января 2014
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
канд. юрид. наук
 
Предстоящая ликвидация ВАС РФ не должна привести к уничтожению и забвению его достижений в рассмотрении налоговых споров. Будет крайне жаль, если изменятся основные тренды.

ВАС РФ всегда уделял налогово-правовой проблематике повышенное внимание. Если в общем числе дел, по которым арбитражные суды вынесли решения, доля налоговых споров составляла 7%, то среди рассмотренных Президиумом ВАС РФ дел такие споры достигали 20%. Поскольку обязанность платить налоги всеобщая и экономические субъекты постоянно контактируют с налоговыми органами, об инвестиционном климате в стране судят прежде всего по состоянию этих отношений. В реформированном Cуде следует сохранить приоритет налоговой проблематики.

Качество рассмотрения налоговых дел обеспечивалось специализацией арбитражных судей и, что касается ВАС РФ, специализацией помощников судей. Нужно позаботиться о том, чтобы остался весь корпус специалистов, обеспечивавших формирование правовых позиций ВАС РФ, не только судей.

Злободневность дел, отобранных из массы поступающих в ВАС РФ заявлений для рассмотрения в Президиуме, обеспечивалась вовлеченностью судей и специалистов в научную и общественную деятельность. «Налоговых» судей ВАС РФ, как и других арбитражных судов, часто можно было встретить среди участников и докладчиков различных конференций, семинаров, диспутов. Этот эффективный метод актуализации профессио­нальных знаний следует применять и тогда, когда судьи и специалисты арбитражных судов сменят место работы.

В свою очередь, ВАС РФ активно вовлекал ведущих представителей науки и практики в деятельность по подготовке проектов информационных писем, постановлений Пленума, широко использовал для этого свой сайт и другие информационные технологии. Специалисты отмечают высокую степень проработанности таких документов. Открытость ВАС РФ и восприимчивость к мнениям экспертов выгодно отличают этот Суд как институт демократического общества.

Авторитета решениям ВАС РФ добавляла и гласность рассмотрения дел. Заседания Президиума ВАС РФ, которые проводились еженедельно (что позволяло рассматривать в надзорном порядке около 500 дел в год), открыто транслировались по электронным каналам связи и сохранялись в доступном для всех архиве. Это и «учебное пособие» для судебных представителей, и средство против досужих разговоров о причинах и условиях принятия тех или иных решений.

Рассматривая налоговые споры (как и остальные административные дела), арбитражные суды строго следовали принципу состязательности сторон. Арбитражные суды всех инстанций не стоят на страже «государственного интереса» в самом примитивном его понимании, когда предприниматель практически не может быть «оправдан», раз уж уполномоченный государственный орган вынес решение привлечь его к ответственности. Отчасти это зависит от процессуального законодательства, отчасти от ментальности. Реформируя судебную систему, оба эти условия важно сохранить и усилить.

Последовательность и принципиальность ВАС РФ в оценке обоснованности и законности решений налоговых органов и развитие института судебных расходов послужили толчком к самоорганизации налоговых органов, изменению системы их взаимодействия с налогоплательщиками по принципу «сервисной службы».

ВАС РФ преодолел традиционный патерналистский взгляд на институт судебных расходов, чем способствовал повышению правозащитной активности в экономической сфере согласно известному лозунгу: «Дайте нам эффективный суд, все остальное мы сделаем сами». Решения ВАС РФ по вопросам судебных расходов привели к быстрому становлению действенной системы ­досудебного урегулирования споров, снижению нагрузки на суды из-за уменьшения необоснованных претензий налоговых органов, дали малообеспеченным лицам доступ к профессиональной юридической помощи.

Этот цивилизованный прорыв ВАС РФ должен вызывать тектонический сдвиг во всей судебной системе. Нельзя допустить возврата к практике взыскания чисто символических сумм судебных расходов, тормозящей общественное и экономическое развитие.

В немалой степени развитие прецедентной практики ВАС РФ по налоговым спорам было вызвано политикой ограничения права налоговых и финансовых органов издавать обязательные для применения инструкции. В такой ситуации только прецедентные решения высшей судебной инстанции могли исполнять регулирующую роль в случаях, когда в НК РФ обнаруживались неточности, разночтения и т. п. В новом Суде необходимо продолжить активно формировать судебную практику, принимая прецедентные решения по налоговым спорам. В противном случае мы вернемся к дискредитировавшей себя системе ведомственных инструкций.

На выработанные ВАС РФ подходы и решения ориен­тируются налогоплательщики в своей повседневной деятельности. Недопустимы неясности в вопросе преемственности позиций ВАС РФ при реформировании судов, в противном случае это внесет неопределенность, дестабилизирует инвестиционную деятельность. После того как ВАС РФ перестанет существовать, Верховному Суду РФ необходимо будет как можно быстрее официально подтвердить, что все сформированные ликвидированным Судом правовые позиции сохраняют силу и подлежат применению. В дальнейшем следует систематизировать прецедентную практику ВАС РФ и официально обнародовать ее от имени ВС РФ.