Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Конкуренция ведомств

05, Декабря 2013

Налоги в русских сказках, как мы уже не раз отмечали, собирают все кому не лень. Собирает царь, собирает помещик, собирает деревенская община, собирает поп, продавая свечки и требы, собирает каждый святой через попа в посвященной этому святому церкви... Совершенно очевидно, что при таком множестве фискальных институтов уплатить все налоги просто невозможно.
Да никто и не платит их. Сказочный налогоплательщик сам выбирает, каким налогам отдавать предпочтение, а сборщик налогов обязан не только взыскать свой налог, но и оградить налогоплательщика от уплаты других податей.

В русских сказках множество налоговых ведомств и между ними существует конкуренция. Если, скажем, платишь налог царю, то царь следит за тем, чтобы ты был освобожден от уплаты налога барину и деревенской общине. Если платишь налог общине – деревенский староста укрывает твоих чад и домочадцев от царского казака, приехавшего собирать подушную подать. И так далее.
Из тысячи святых в русской сказке можно выбрать одного-двух особо почитаемых: ставить свечки только им, а уж они позаботятся, чтобы другие святые не разгневались, или уберегут от их гнева.

Вот, например, живет себе мужик, особо почитающий Николу-угодника и совсем не почитающий Илью-пророка. И вырастает у этого мужика прекрасный урожай пшеницы. Никола-угодник радуется, глядя на мужиково поле и предвкушая богатые после сбора урожая дары. А Илья-пророк гневается: ведь хороший урожай во многом зависит от дождей, которыми пророк ведает. Мужик, который, вырастив хороший урожай, не ставит дорогих свечек Илье-пророку, на взгляд этого святого, уклоняется от уплаты налога на дождь.

«Вот ужо покажу я ему, как меня не почитать! – говорит Илья-пророк Николе-угоднику. – Нашлю на его поле грозу и град».

Надобно заметить, что святые в русской сказке, несмотря на конкуренцию, поддерживают между собою приятельские отношения. Никола и Илья мирно общаются, и ни один из них не препятствует честной конкурентной борьбе. Заранее известно, что у каждого святого свой волшебный инструментарий и каждый вправе использовать его в борьбе за лояльность налогоплательщика.

Так, если Илья-пророк оперирует дождями, ветрами, грозами и прочими небесными стихиями, то Никола-угодник – мудрыми советами. Как только Илья-пророк вознамеривается уничтожить мужиково поле дождем и градом, Никола-угодник советует мужику продать весь хлеб на корню попу из Ильинской церкви. Поп с удовольствием хлеб на корню покупает, поскольку урожай, судя по зеленям, ожидается хороший. Но не проходит и недели, как град уничтожает всю пшеницу.

«Ан ты ведь не мужика наказал, – говорит Никола-угодник Илье-пророку, – ты ведь наказал своего попа».

Этот поп – главный у Ильи-пророка данник. Еще бы: он настоятель церкви, которая посвящена Илье, церкви, в которой каждый престольный праздник – Илье. Святой, конечно, не может допустить разорения своего вассала и потому принимается уничтоженное градом поле бережно восстанавливать. Целый месяц над полем, которое прежде принадлежало мужику, а теперь принадлежит ильинскому попу, будут идти по воле Ильи-пророка ласковые и волшебные дожди. Через месяц из пшеничных корней вырастут новые стебли и пшеница заколосится сторицей. Таков план, и Илья-пророк простодушно поверяет этот план Николе-угоднику.

Никола же, разумеется, советует мужику немедленно, еще до начала волшебных дождей побитое градом поле у попа выкупить. Поп на радостях отдает за полцены.

И целый месяц над полем, которое принадлежало мужику, а потом ильинскому попу, а теперь снова принадлежит мужику, идут дожди. Из каждого корня пшеницы вырастает по десять стеблей, на каждом стебле – по десять колосьев.

«И опять ты не попа своего наградил, – говорит Никола-угодник Илье-пророку, – а моего мужика. Потому что мужик-то мой поле у попа твоего выкупил».

Дальше в разных вариантах сказки Илья-пророк выдумывает разные способы наказать уклоняющегося от податей мужика и наградить попа, исправно зажигающего ради Ильи-пророка свечки. Да все не получается. Всякий раз Никола-угодник оказывается хитрее, всякий раз предупреждает мужика о готовящихся кознях и всякий раз получает налог на мудрый совет в виде свечки, зажженной перед образом.

Последний свой замысел Илья-пророк решает от Николы-угодника скрыть.

«Чем же ты теперь проймешь мужика?» – спрашивает Никола.

«А вот не скажу, – отвечает Илья. – Но будет меня помнить!»

Николе ничего не остается, как только пойти на жертву. Он освобождает мужика от обыкновенного налога на мудрые советы. Говорит:

«В это воскресенье поставь рублевую свечку Илье-пророку, а мне, так уж и быть, поставь копеечную».

На паперти мужик встречает Николу-угодника и Илью-пророка в образе нищих старцев. Встречает и говорит, что идет поставить Илье-пророку огромную рублевую свечку: так уж позаботился о нем Илья в это лето – и первый урожай вырастил ему дождями, и второй, и даже градом побил пшеницу только к умножению сторицей.

Видя такую благодарность, Илья отказывается от своих мстительных планов. Принимает подать, тогда как Никола остается с копеечной свечкой. Потому что в конкурентной борьбе сказочных мытарей никто из них не может победить окончательно. Должен соблюдаться некоторый баланс.

Валерий Панюшкин