Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Трансфертное ценообразование – 2013

05, Декабря 2013
Событие:
Конференция «Трансфертное ценообразование: лучшие практики построения функции трансфертного ценооб-разования внутри компании и соответствия требованиям налоговых органов» 4 октября 2013 г., «Новотель Москва Центр», Москва

Докладчики:
В.И. Голишевский – начальник отдела методологии и анализа цен Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России
Д.Ю. Савина – заместитель начальника Управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России
Н.А. Кузьмина – советник сводно-аналитического отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Стефан де Баетс – советник по трансфертному ценообразованию ОЭСР
Б.В. Муравьев – начальник Управления по российскому налогообложению правовой службы генеральной дирекции «Северсталь»
Е. Милютина – начальник сектора налогообложения международных операций и трансфертного ценооб-разования ОАО «Группа „Илим“»
Ю. Стукачева – налоговый менеджер компании «Tele2 Россия»
О. Козлова – руководитель Дирекции трансфертного ценообразования, блок правовой работы ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»

Участники:
представители крупнейших российских и зарубежных компаний, юристы, эксперты по налогам, представители СМИ
 

Открывая конференцию, В.И. Голишевский рассказал о последних мировых тенденциях в сфере трансфертного ценообразования (ТЦО) и о переходных положениях в российском законодательстве.

На заседании Налогового комитета ОЭСР, состоявшемся 22–23 января 2013 г., был одобрен отчет о соответствии российского налогового законодательства стандартам ОЭСР в связи с принятием Закона № 227‑ФЗ1. При этом докладчик отметил, что существующие различия в применении правил ОЭСР допустимы.

По словам В.И. Голишевского, налоговая служба создала современную систему формирования, передачи и обработки уведомлений о контролируемых сделках. Общее количество сделок среднего бизнеса, представленных в уведомлениях о контролируемых сделках, уже превышает 250 тыс., причем 99,8% уведомлений поступили в электронном формате по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) (см. текст на полях). ФНС России регулярно выпускает обзорные письма по вопросам порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках2.

Докладчик подчеркнул, что в России законодательство более либеральное по сравнению с другими странами. Так, штраф за непредставление уведомления по контролируемой сделке составляет порядка 5000 руб., в то время как в США – более $10 тыс.
ФНС России осуществляет программу заключения соглашений о ценообразовании для целей налогообложения. На сегодня получено 39 заявлений, заключены и реа-лизуются шесть соглашений по ТЦО. В среднем срок заключения соглашений в России составляет 11 месяцев, в других странах он намного больше.

В.И. Голишевский рассказал также о самостоятельных корректировках. По налогу на прибыль и НДФЛ самостоятельные корректировки отражаются в годовых декларациях, тогда как по НДС и НДПИ – в уточненных декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен.

При этом корректировки производятся организациями одновременно с налоговыми декларациями по налогу на прибыль, то есть не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода и не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком самостоятельно в результате корректировки, должна быть погашена не позднее даты уплаты налога на прибыль за соответствующий налоговый период. Для организаций – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. За период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени не начисляются.

В 2014 г. ФНС России будут инициированы первые проверки полноты исчисления и уплаты налога в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соответствие цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом камеральных и выездных налоговых проверок3.

Приказом ФНС России определены случаи продления проверки4, в частности, в отношении крупнейших налогоплательщиков.
Докладчик отметил, что, поскольку проверку проводит ФНС России, отсутствует возможность апелляционного обжалования решения по ее результатам в выше-стоящий налоговый орган.

О порядке определения существенных критериев и о подготовке документации шла речь в докладе Н.А. Кузьминой.

Налогоплательщикам рекомендовано обратить внимание на два письма Минфина России, где разъяснены спорные и сложные вопросы трансфертного ценообразования5.

В первом письме затрагиваются вопросы определения взаимозависимости лиц в силу участия одного лица в капитале других лиц. Рассматриваются особенности определения доли прямого и косвенного участия (через третьих лиц) одной организации в другой. Устанавливаются суммовые критерии в целях признания сделки контролируемой, а также рассматриваются проблемы использования информации при расчете интервала рыночных цен и рентабельности. Минфин России поясняет, как применять положения Налогового кодекса РФ о контролируемых сделках в случаях, если изменилась пороговая величина суммы доходов по всем сделкам, совершенным в календарном году с одними и теми же лицами.

Второе письмо посвящено использованию такого важного понятия, как «группа однородных сделок» при применении методов ценообразования для целей налогообложения и представления информации по таким сделкам в рамках уведомлений о контролируемых сделках.

Вопросы взаимодействия ФАС и ФНС России осветила в своем докладе Д.Ю. Савина. В частности, она привела практику рассмотрения дел о нарушении нефтяными компаниями антимонопольного законодательства. С 2008 по 2012 г. ФАС России рассмотрела три «волны» антимонопольных дел в отношении нефтяных компаний6 и выявила следующие виды злоупотребления коллективным доминирующим положением:

  • установление монопольно высоких цен на нефтепродукты;
  • создание дискриминационных условий;
  • асимметрия внутренних и мировых цен.

Помимо этого ФАС России совместно с ФСФР России, проведя проверки деятельности биржевых площадок7, выявили нарушения, а по результатам рассмотрения дел наложили штрафы на общую сумму более 500 млн евро и выдали предписания об устранении нарушений. По мнению Д.Ю. Савиной, важно, что с учетом практики применения антимонопольного законодательства начала формироваться нормативно-правовая база, направленная на развитие биржевой торговли.

Ведется анализ сопоставимости цен и в других актах. Так, Правительством РФ утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»8, включающий план мероприятий по реализации системных мер по развитию конкуренции на отдельных рынках, в том числе на рынке нефтепродуктов. Этим документом предусмотрено определение объективных индикаторов цен на нефтепродукты на основе внебиржевых и биржевых сделок, а также сопоставимых цен на зарубежных рынках, развитие практики разработки нефтяными компаниями «модельных политик».

В 2012–2013 гг. ФАС России согласовала правила торговой политики ряда компаний, о чем имеется подробная информация на официальном сайте Службы. В 2012 г. совместным приказом ФАС и ФНС России была образована рабочая группа по вопросам ценообразования для целей применения законодательства о налогах и сборах и антимонопольного законодательства. При обсуждении взаимодействия этих двух Служб было отмечено, что ФАС России выявляет отклонение цены от рыночной, однако не устанавливает, какая цена должна быть. Вся информация, полученная в ходе проверки, передается в ФНС России. Сейчас ведется работа по информационному взаимодействию в этой сфере, а также по созданию формульного механизма определения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.

Доклад Стефана де Баетса был посвящен 15 пунктам Плана действий по борьбе с размыванием налоговой базы и переводом прибыли (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS), одобренного лидерами G20. Четыре пункта этого документа касаются совершенствования правил ценообразования. Были перечислены ключевые аспекты и план работы в рамках BEPS по вопросам трансфертного ценообразования. Особое внимание Стефан де Баетс уделил положениям BEPS, касающимся нематериальных активов (п. 8), а также рисков (п. 9–10).

Докладчик рассказал также о рекомендациях ОЭСР по оценке возможных рисков9, в числе которых транзакции в низконалоговых юрисдикциях, транзакции между взаимозависимыми лицами, реструктуризация бизнеса, специфичный вид платежей (роялти, страховые взносы), убыточная деятельность, качество предоставляемой документации и пр. Если цена сделки будет сформирована по принципу «вытянутой руки», у налогоплательщика не возникнет проблем, даже если его компания находится в низконалоговой юрисдикции. Для оценки рисков применяются следующие критерии:

  • оценка риска (объем риска по налогам);
  • поведенческий риск (агрессивное ведение бизнеса);
  • операционный риск (нематериальные активы);
  • финансовые результаты (например, убыточность компании).

Советник ОЭСР дал рекомендации, как минимизировать риски ТЦО при работе с лицензионными платежами и нематериальными активами (НМА), которые также попадают в группу риска. Он подчеркнул, что транзакции с НМА находятся в зоне высоких рисков. Докладчик предложил шесть шагов по анализу и выявлению этих рисков, отметив, что основные правила сравнительного и функционального анализа по сделкам с НМА, а также выбор предпочтительного метода ТЦО приведены в главах I–III TPG (Transfer Pricing Guidelines).

ПЕРЕДАЧА ДАННЫХ ПО ТКС
С 1 апреля 2013 г. в рамках ПК «Tester» (версия 2.52 и выше) и ПК «Налогоплательщик-ЮЛ» (версия 4.34 и выше) реализовано программное обеспечение, позволяющее делить файл утвержденного формата, содержащего уведомление большого объема, на несколько файлов (томов). Размер любого файла в контейнере с информацией, передаваемой по ТКС в налоговые органы, не должен превышать 15 Мб, при этом исходный (неархивированный) объем файла, не должен быть более 256 Мб
(Приказ ФНС России от 09.11.2010 № ММВ-7-6/535@).

ИЗ ИСТОРИИ
•   Initial Discussion Draft published June 2012;
•   Revised Discussion Draft (RDD) published July 2013;
•   Comments requested 1 October 2013;
•   Public Consultation 12–13 November 2013 in Paris;
•   Targeted completion by September 2014 (Part of work on BEPS).
 

Деятельность компании «Северсталь», по словам Б.В. Муравьева, основана на концепции расширенного информационного взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом. В марте 2013 г. с налоговым органом было заключено Соглашение о горизонтальном мониторинге, а в мае 2013 г. – подписан Протокол об информационном взаимодействии. «Северсталь» использует голландскую модель соглашения10, а также рекомендации ОЭСР11. Соглашение заключено с целью достичь определенности и предсказуемости позиции налогового органа, снизить издержки по налоговому администрированию (уменьшить документооборот) и количество судебных споров.

О практике администрирования контролируемых сделок в ОАО «Группа „Илим“» рассказала Е. Милютина. Группа «Илим» – лидер российской целлюлозно-бумажной промышленности и крупнейшая в Европе компания по объемам лесозаготовки. Заключаемые ею сделки охватывают 200 товарных наименований. Деятельность компании основана на операциях по реализации продукции и оказанию услуг (в структуру группы входят сервисные, производственные и торговые компании).

ОАО «Группа „Илим“» тщательно отфильтровывает операции по первичному признаку: составляет перечень взаимозависимых лиц, определяет юрисдикцию контрагентов и сумму доходов по сделке с каждым контрагентом, осуществляет анализ внутрироссийских сделок на соответствие условиям согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 105.14 НК РФ. Все сделки группируются на основании осуществляемой функции, используемого метода ценообразования, выбранного показателя рентабельности и показателей рентабельности сопоставимых лиц (организаций). Анализируются информация о контролируемых сделках, рыночные интервалы цен (рентабельность), определяются объекты налогового контроля, проверяется соответствие фактических цен уровню рыночных.

По мнению Е. Милютиной, необходимо оценивать приоритетность источников информации, учитывать параметры сделок: рентабельность, накладные расходы. При ведении договорной работы следует учитывать возможные варианты корректировки цены по сделке.

Доклад Ю. Стукачевой был посвящен практическим аспектам применения правил трансфертного ценообразования в «Tele2 Россия». Компания «Tele2 Россия Интернешнл Селлуар БВ» (Нидерланды) ведет свою деятельность на территории РФ через постоянные представительства, оказывая различные виды услуг региональным операционным компаниям – операторам связи. Цена услуг определяется исходя из суммы плановых прямых затрат на оказание данного вида услуги плюс наценка. Для определения соответствия цен рыночным был выбран «чистый» затратный метод – метод сопоставимой рентабельности.

Контролируемой стороной сделки является постоянное представительство. «Tele2 Россия» готовит одно уведомление о контролируемых сделках по совокупности всех представительств, находящихся на территории РФ, для представления в налоговый орган по месту регистрации московского представительства. В компании разработана программа-генератор, позволяющая автоматизировать заполнение уведомлений. Чтобы снизить риск споров с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор в области налогов и сборов, «Tele2 Россия» рассчитывает интервал рентабельности, используя два метода: средневзвешенный и сплошной.

Согласно действующему законодательству симметричные корректировки налоговой базы и сумм налога могут быть применены российскими организациями-налогоплательщиками. Иностранная организация, осуществляющая свою деятельность в РФ через постоянное представительство, признается налогоплательщиком налога на прибыль. Однако, как отметила Ю. Стукачева, на сегодня вопрос о применении симметричных корректировок представительствами иностранных компаний остается открытым.
Для подготовки документации по трансфертному ценообразованию «Tele2 Россия» использует документацию, разработанную холдинговой компанией «Tele2 Швеция» в отношении всей группы компаний. Помимо информации о сделках, анализа функций и рисков, выбора метода компания использует расчеты интервалов рентабельности по тем сделкам, где поставщик услуг («Tele2 Швеция») выбирается в качестве тестируемой стороны.

О функции трансфертного ценообразования в ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» рассказала О. Козлова. В компании выработана налоговая стратегия, которая дополняет cтратегию развития и устанавливает принципы ТЦО, соответствие бизнес-ценообразования и ценообразования в целях налогообложения, осуществляется проактивный контроль ТЦО. Разработаны процедуры налогового управления (локальные нормативные акты), организован налоговый контроль ТЦО на всех этапах бизнес-процессов компании. Централизованная организация выполнения функции ТЦО в группе предполагает единообразие соответствия цен по контролируемым сделкам рыночному уровню, полноту выявления контролируемых сделок, оценку соответствия цен рыночному уровню и рисков разработанной методологии, а также оперативную корректировку. В «ИНТЕР РАО ЕЭС» введен автоматический процесс налогового учета и формирования уведомлений по контролируемым сделкам.

Материал подготовила выпускающий редактор журнала «Налоговед» С.А. Саакова


1 Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».
2 См.: письма ФНС России от 26.10.2012 № ОА-4-13/18182, от 10.04.2013 № ОА-4-13/6612@, от 02.07.2013 № ОА-4-13/ 11860@, от 02.08.2013 № ОА-4-13/14063@.
3 За некоторыми исключениями – см.: письмо Минфина России от 18.10.2012 № 03-01-18/8-145.
4 См.: Приказ ФНС России от 26.11.2012 № ММВ-7-13/907@.
5 См.: письма Минфина России от 16.08.2013 № 03-01-18/33535, от 16.08.2013 № 03-01-18/33520.
6 ОАО «НК „Роснефть“», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-BP Холдинг» и ОАО «АНК „Башнефть“».
7 ЗАО «СПбМТСБ», НП «МБНК», ЗАО «Биржа „Санк-Петербург“».
8 См.: Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2579-р.
9 Draft Handbook on Transfer Pricing Risk Assessment // URL: http://www.oecd.org/ctp/transfer-pricing/.
10 Ministry of Finance, The Netherlands Tax and Customs Administration, Guide: Horizontal monitoring within the medium to very large businesses segment, 30 November 2010.
11 OECD Tax Intermediaries Study, Working Paper 6- The Enhanced Relationship, Organization for Economic Cooperation and Development, Paris 2007.