Налоговые ополченцы
Известно, что истинная самостоятельность и значимость кого бы то ни было зависят не от количества полномочий, званий и должностей, а от наличия финансовых ресурсов, достаточных для реализации задач.
Наверное, как никто более понимают это и руководители регионов. Поэтому стремятся увеличивать доходы своих бюджетов и получать тем самым больше самостоятельности. Только делают они это по-разному и не всегда методами, соответствующими букве и духу закона.
К подобным методам можно отнести попытки создания региональных налоговых органов, не входящих в единую систему Федеральной налоговой службы. С такой инициативой выступил губернатор Ульяновской области, который предложил сформировать региональную службу, оказывающую помощь ФНС России и полиции «в поиске неуплаченных налогов и выявлении слабой налоговой дисциплины». Ульяновские чиновники сетуют, что, к сожалению, не могут «создать полноценную налоговую службу и вынуждены ограничиться небольшим работоспособным подразделением». По задумке, оно будет выявлять незарегистрированные субъекты предпринимательской деятельности и случаи, когда зарплата выдается «в конвертах»1.
Какими полномочиями будут наделены ульяновские налоговики – неясно, как непонятно и то, какие нормы законодательства позволяют выстроить подобную «работоспособную» структуру. Ведь только убеждения путем проведения «недель налоговой помощи» для консультирования налогоплательщиков «и побуждения их к уплате с показом примерных и недисциплинированных» недостаточно для того, чтобы добиться желаемого эффекта. Хочешь не хочешь, а придется подворовывать у федерального законодателя, вторгаться в полномочия ФНС России.
Если ульяновскую инициативу удастся реализовать, то почти наверняка можно предположить, что этот опыт очень скоро будет растиражирован в других регионах: кто откажется от подручной «силовой» структуры?
Попытки сформировать региональные налоговые органы предпринимались и раньше. В 1994 г. Правительство Ингушской Республики попыталось создать налоговую инспекцию зоны экономического благоприятствования «Ингушетия», не входящую в систему Госналогслужбы России2. Тогда федеральные органы были категоричны: регионам не предоставлено право формировать самостоятельные налоговые органы, так как права и функции государственных налоговых инспекций, входящих в единую систему Госналогслужбы, по взысканию налогов и других обязательных платежей в бюджет не могут быть делегированы каким-либо другим структурам.
В результате «самостийная» инспекция так и не была образована. Не должны появляться региональные налоговые органы и сейчас. Конституция РФ и федеральное законодательство не позволяют делать этого ни явно, ни закамуфлированно – например, путем создания «службы налоговой помощи» (ведь не налоговую же инспекцию формируем!), как планируют власти Ульяновской области.
1 См.: Мытари областного значения // Коммерсантъ. 18.11.2013. С. 8.
2 См.: Положение о налоговой инспекции зоны «Ингушетия» (утв. Постановлением Совета министров Ингушской Респуб-лики от 19.08.1994 № 153).