Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налог на бессмертие

02, Ноября 2013

Система налогообложения в русской сказке сложна и запутанна. Налогов множество, но большинство из них необязательны. Ставки налогов часто бывают произвольными или подлежат угадыванию. Собирают налоги и государство через казаков, и помещики через слуг, и крестьянские общины собственными силами.

Но существует один налог, который собирает лично Иисус Христос. Это налог на загробную жизнь, милостыня, которую каждый праздник следует раздавать нищим в церкви или всякий раз, когда нищий постучится к тебе в дом.

Наказание за неуплату этого налога чудовищное – вечные муки в аду после смерти. Причем наказание напрямую зависит от того, под каким предлогом налогоплательщик при жизни отказывался раздавать нищим милостыню.

В одной из сказок, например, один незадачливый мужик отказывался раздавать милостыню, утверждая, будто существует только эта жизнь, а никакой загробной жизни нет. «После смерти, – говорил он, – хоть забор мною подпирайте». Ну и, разумеется, после смерти в аду этим мужиком стали подпирать чудовищно тяжелый вечно заваливающийся забор.

Размер милостыни не может быть точно установлен. Кажется даже, что милостыня – совсем не обременительный налог. На первый взгляд, нетрудно на Пасху в церкви раздать всем нищим по крашенному яйцу или по копеечке. Но, во-первых, неизвестно, сколько будет нищих, может быть, и целая толпа. А во-вторых, каждое воскресенье в церковном календаре – праздник. И если каждое воскресенье раздавать толпе нищих по копейке, то какой же это налог накопится за год? Чувствительно для крестьянского хозяйства. К тому же если какому-то нищему в праздник возле церкви не хватит яйца или копеечки, то налог увеличится многократно, потому что следует тогда пригласить этого нищего домой, накормить обедом, одеть в новую одежду, положить отдыхать, а после отдыха накормить еще и ужином на дорогу.

А бывает и так, что целая толпа нищих придет к тебе на двор, прослышав о какой-нибудь твоей удаче. Попалась ли в сети крупная рыба, выдался ли урожайный год, задалась ли охота, собрали ли женщины много грибов и ягод, нашел ли клад – жди наплыва мытарей, каждый из которых может быть самим Иисусом Христом.

Да-да! Дело в том, что русская сказка представляет себе Иисуса Христа не тридцатитрехлетним мужчиной, который был распят в Иерусалиме при Понтии Пилате, не Царем Небесным, который сидит одесную1 Отца во славе своей, а именно немощным, оборванным, больным и срамным нищим. Мы не очень понимаем, что значит «срамной», но именно это слово русская сказка чаще всего употребляет для описания нищего, который на поверку оказывается Иисусом Христом. Возможно, впрочем, никакого противоречия и нет в том, что русская сказка считает Христа не тридцатитрехлетним мужчиной, а нищим старцем. Нищим Христос и был согласно Евангелию, а тридцать три года для крестьянина XIX в., когда был записан основной корпус русских сказок, – весьма почтенный возраст.

Так или иначе, милостыня – это налог на загробную жизнь, налог на бессмертие, который собирает лично Христос. Согласно представлениям русской сказки каждый нищий может оказаться Христом. И раздавая милостыню, всякий раз даешь копеечку лично Христу.

Поэтому никакая оптимизация этого налога невозможна, любая попытка его избежать – преступление, которое карается вечными муками. Налог заведомо справедлив, поскольку его размер определяет Бог, а уж Бог-то знает, сколько именно может и должен заплатить смертный налогоплательщик. Хоть один нищий постучится к тебе в дверь, хоть тысяча, хоть трое подойдут к тебе на паперти, хоть целая толпа – облагодетельствовать нужно всех, каждому следует дать по копеечке. Такой уж это налог.
В конце концов бессмертие, облагаемое милостыней, будет длиться вечно. В быстротечном нашем мире любая ставка налога на бессмертие стремится к нулю.

Валерий Панюшкин


1 По правую руку. – Примеч. ред.