Налоговая конференция «Опыт СНГ: общие проблемы – разные решения»
2-я Региональная конференция IFA по международному налогообложению, 7–8 октября 2013 г., Конгресс-центр ТПП России, Москва
СЕССИИ:
- Основные направления развития международного налогообложения в странах СНГ
- Налогообложение постоянных представительств
- Молодежная секция IFA. Налоговые соглашения: налогообложение дивидендов
- Трансфертное ценообразование – тенденции развития в России и СНГ
- Последние важные региональные судебные решения в области международного налогообложения
КРУГЛЫЕ СТОЛЫ:
- BEPS: влияние на российскую налоговую действительность
- Ограничение льгот по налоговым соглашениям
Президент Российского отделения Международной налоговой ассоциации (Рос-ИФА), канд. эконом. наук И. Г. Русакова начала дискуссию с вопросов о том, в каком экономическом климате мы живем и что происходит с налоговым законодательством и соглашениями об избежании двойного налогообложения. При этом было отмечено, что неожиданно некоторые аспекты международного налогообложения из теоретических стали практическими.
Начальник отдела международного налогообложения Минфина России Д. В. Николаев назвал основные проблемы международного налогообложения, вызывающие озабоченность Правительства РФ. И в первую очередь это борьба с офшорами.
Летом ОЭСР опубликовала комплексный план мероприятий по устранению недостатков в международном налоговом законодательстве, перечисленных в отчете этой организации «О размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли из-под налогообложения» (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS). Но дальнейшей работе по реализации плана мешают объективные трудности. Так, всего в 14 странах – участниках организации применяют регулирование ОЭСР контролируемой задолженности. В Налоговый кодекс РФ в связи с этим планом необходимо будет внести понятие «конечный выгодоприобретатель». Кроме того, в России пока не действует обмен информацией с налоговыми органами других стран в автоматическом режиме.
Минфин России готовит типовое соглашение об обмене информацией с другими странами, прежде всего с офшорами. За образец взяты модельные соглашения ОЭСР, хотя в них используются термины, не закрепленные в российском налоговом законодательстве.
Д.В. Николаев заметил, что Правительство РФ беспокоит отток капитала за рубеж, но бороться с этим явлением налоговыми методами бесполезно. Он предложил начать с запрета головным компаниям крупных организаций находиться в офшорах. Хотя самый простой способ борьбы – ввести налог на офшоры, однако в этом случае возникнет проблема конкуренции стран.
Эксперты подчеркнули, что необходимо дальнейшее совершенствование законодательства о контролируемых иностранных компаниях – Правил КИК, которые действуют в ряде стран – участников ОЭСР. В России разработка подобного законодательства включена в Основные направления налоговой политики РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.1 и предполагает определение понятия КИК, введение обязанностей указывать в декларациях иностранные аффилированные компании и подавать сведения о доле налогоплательщика в КИК и уплате налога в соответствующей доле нераспределенного дохода компании.
Обсуждая вопросы налогового контроля за трансфертным ценообразованием, эксперты отмечали, что в странах СНГ под этот вид контроля подпадают не только внешнеторговые сделки, как во всем мире, но и все сделки между взаимозависимыми лицами. Как пояснил ассистент-профессор, заместитель директора Налогового исследовательского центра Центральной Азии (Казахстан), канд. эконом. наук В. Н. Тютюрюков, в Казахстане контролируются все трансграничные операции, налоговые органы в рамках проверки отслеживают всю цепочку поставок, хотя в законе речь идет об одной контролируемой сделке.
Начальник Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России Д. В. Вольвач обратил внимание на то, что основной принцип регулирования контроля трансфертного ценообразования, перенесенный и в Налоговый кодекс РФ, – сподвигнуть налогоплательщиков не злоупотреблять при установлении цен в сделках с взаимозависимыми лицами. Новые правила должны обеспечить равенство налогоплательщиков, не допустить перекосы в экономике и недобросовестную конкуренцию.
Рекомендации ОЭСР, как отметил Д. В. Вольвач, носят научно-практический характер. Они опираются на многолетний опыт анализа сделок с нерыночными «необычными» ценами. Но последнее слово в вопросах регулирования остается за конкретными странами: только они сами могут учесть особенности текущей ситуации, требования бюджета и т. п.
Российский законодатель корректно перенес в Налоговый кодекс РФ рекомендации ОЭСР по вопросам трансфертного ценообразования. Серьезную защиту для налогоплательщиков дает правило, согласно которому бремя доказывания лежит на налоговом органе. Важно, что в России созданы единые требования для всех участников рассматриваемых правоотношений, соблюден баланс их интересов, в том числе в виде предоставления права создавать консолидированные группы налогоплательщиков (КГН) и заключать соглашения о цене.
Д.В. Вольвач заметил также, что европейские страны только планируют унифицировать документацию по контролируемым сделкам. В то время как в России уже приняты все документы, регламентирующие взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков по вопросам трансфертного ценообразования2, ведению текущего контроля за ценами и заполнению соответствующей отчетности. Такая отчетность нужна и самой компании, поскольку для того, чтобы принимать управленческие решения, требуется постоянно отслеживать информацию о ценах.
Будет ли налоговый орган проводить проверку соответствия цен рыночным, если примененная налогоплательщиком цена немного отклонилась от рыночной? Отвечая на этот вопрос, докладчик указал на то, что под контроль подпадут сделки с ценами, явно отличающимися от рыночных, при этом рыночные цены определяются из общедоступных источников.
Налоговые консультанты возразили, что найти информацию о сопоставимых сделках третьих лиц сложно. К тому же в открытых источниках цена сделки может меняться несколько раз в течение дня. Однако, по словам Д. В. Вольвача, информагентства уже подстраиваются под новые требования практики и учитывают, что сведения о ценах нужны в том числе для налогового контроля.
При обсуждении судебной практики в сфере международного налогообложения затрагивались вопросы толкования ОЭСР статей Модельной конвенции о налогах на доходы и капитал применительно к концепции бенефициарного собственника, оценке финансирования постоянного представительства и распределения затрат на содержание материнских компаний (cost sharing).
Суды не всегда принимают во внимание экономическую сторону спора, в частности рассматривая дела о передаче имущественных прав. В связи с этим необходимо:
- определить правила признания компании конечным получателем дохода, поскольку дать точное понятие бенефициарного собственника сложно;
- урегулировать вопросы, связанные с контролируемой задолженностью сестринских компаний;
- ввести в Налоговый кодекс РФ концепцию cost sharing.
2 По словам Д. В. Вольвача, документ по применению симметричных корректировок подготовлен и направлен в Минфин России на согласование.