Караул устал
02, Ноября 2013
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
канд. юрид. наук
В Госдуму поступило распоряжение Президента РФ отменить принятые в декабре 2011 г. правила возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, в соответствии с которыми только вывод налоговой инспекции о наличии недоимки развязывает руки следователям.
Иначе как директивой нельзя назвать законопроект, который затрагивает интересы всего экономически активного населения страны, но при этом сопровождается пояснительной запиской в 35 строк, составленной голословно и крайне неряшливо (мол, незачем стараться, и так проголосуют).
Простой пример: в записке приводится довод, что правила 2011 г. «являются одной из основных причин низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений, в связи с чем затруднено использование в уголовном процессе имеющихся результатов оперативно-разыскных мероприятий». Эту фразу можно понять так: наши следственные органы сначала «раскрывают» налоговые преступления, а затем начинают создавать «результаты оперативно-разыскных мероприятий» для его доказывания. Или все же в этой фразе причина и следствие перепутаны и нужно было сказать, что в связи с затруднительностью использования результатов оперативно-разыскных мероприятий неэффективно раскрываются налоговые преступления?
Главное, что должны обеспечить президентские предложения, – реализацию возможностей «поискового потенциала оперативно-разыскной деятельности для документирования налоговых преступлений и установления умысла на их совершение». Но УПК РФ никак не регулирует вопросы проведения такой деятельности. Если хотите усилить «поисковый потенциал», вносите изменения в соответствующий закон.
Специалисты отмечают, что «заинтересованность» оперативных и следственных сотрудников силовых ведомств в раскрытии налоговых преступлений действительно низкая. Причины: ликвидация в 2011 г. специализированных налоговых подразделений в МВД России, нехватка следователей СК России, отсутствие у них налогово-правовой специализации и необходимой для расследования таких дел квалификации, недостатки ведомственной системы оценки результатов их работы, нацеленность пока еще действующего законодательства не на осуждение обвиняемых в совершении налоговых преступлений, а на возмещение ущерба бюджету1, отсутствие нормативно закрепленного перечня материалов, обязательных для предоставления налоговыми органами следствию, затягивание следователями принятия процессуальных решений до рассмотрения налогового спора в арбитражных судах. Есть и ряд иных проблем законодательного характера2.
Эти проблемы не исчезнут после того, как предлагаемые поправки будут приняты. А вот весь увядший букет мерзостей, из-за которых в 2011 г. были исключены возможности силовых ведомств самостоятельно судить о недоимках и на основании собственных представлений о налоговом праве возбуждать уголовные дела, вновь расцветет.
Те болевые точки, где уголовное преследование должно быть оперативным (в частности, использование фирм-«однодневок» для незаконного возмещения из бюджета НДС), не нуждаются в изменении УПК РФ. Уголовные дела в этих ситуациях возбуждаются по статье о мошенничестве, а не по специфическим налоговым статьям УК РФ в общем процессуальном порядке. Так что «старовведения» затронут те случаи, в отношении которых налогово-правовых знаний недостает ни у следователей, ни у судей общей юрисдикции. Можно ожидать самых «причудливых» обвинений и приговоров.
1 Что правильно для государства и общества, использующих привлечение к уголовной ответственности как крайнюю меру, когда исчерпаны иные возможности воздействовать на нарушителя, но неприемлемо для следователя.
2 См.: Соловьев И. Предотвратить преступления в налоговой сфере мешает сложная схема возбуждения уголовных дел // URL: http://www . firstnews . ru/opinions/572838/.