Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Казуальное право

02, Октября 2013

Русская сказка, как это свойственно фольклорному сознанию, все на свете склонна объяснять не целесообразностью, не справедливостью, не общественным договором и не разумным устройством бытия, а традицией, казусом, который, случившись однажды, лег в основу общего правила.

Казуальных объяснений мироздания в сказках полным-полно. Почему ворон живет триста лет, а орел только тридцать три года? Потому что однажды один орел отказался питаться падалью, и с тех пор так повелось, что орлы живут мало, но питаются живой кровью, а у воронов жизнь длинная, зато питаются они зловонной мертвечиной.

Почему принято кормить стариков? Потому что однажды один мужик выгнал немощного отца, и поля в тот год поразила засуха. А другой мужик кормил старика-отца, хоть и был беден, и старик научил, как, несмотря на засуху, вырастить двойной урожай.

Почему у лисы длинный хвост, а у зайца короткий? Почему солнце светит днем, а луна ночью? Почему у птиц есть крылья, а у рыб нету? На любой из этих вопросов сказка найдет ответ, начинающийся словами: «Потому что однажды…»

Так вот, однажды богатырь Егорий Храбрый отправился к Богу, чтобы спросить у Бога, кому и чем на земле заниматься, как добывать себе пропитание, какие и кому платить подати. Многие люди просили Егория: дескать, и обо мне разузнай. В числе прочих просил и цыган.

Егорий запомнил всех просителей, про каждого разузнал у Бога подробно. Каждому по возвращении разъяснил его ремесло и растолковал, какие платить налоги. Кому-то из просителей Бог назначил быть хлебопашцем, кому-то – кузнецом, кому-то – купцом, кому-то – воином, кому-то даже царем.

Вот только про цыгана забыл спросить Егорий Храбрый. Несчастный цыган очень расстраивался, что ему не досталось ни ремесла, ни другого какого определенного занятия на земле. И в сердцах украл у богатыря Егория золотую подкову. Вот так и повелось, что цыгане в сказке никаких податей не платят, а зарабатывают преимущественно воровством, причем воровством, как-нибудь связанным с лошадьми.

Тут надо обратить внимание, что русские воры в русской сказке подати платят. Не царю, разумеется, и не деревенской общине, но темным силам: чертям, верлиокам, ведьмам, мертвецам…

А цыган не платит никому. Так уж повелось, потому что Бог вроде как сам виноват, что забыл проинструктировать цыгана, и Егорий Храбрый вроде как сам виноват, что забыл про цыгана спросить. Бог, как бы заглаживая свою оплошность, попускает цыгану не платить податей. Люди, зная, что цыган промышляет воровством лошадей и сбруи, попускают ему воровать. Так уж повелось. Ведь и Егорий Храбрый видел, что цыган украл у него подкову, но не стал ловить несчастного с поличным, а предпочел не заметить воровства. Тоже заглаживал свою вину. Понимал, что надо цыгану промышлять чем-то. Так и повелось.

Или вот еще был случай. Шли по земле святые Никола и Касьян. Да вдруг увидали мужика, который завязил в грязи телегу по самые оси. Стегал лошадь, тащил изо всех сил, но никак не мог вытащить один. И тогда Никола-угодник полез в самую грязь помогать. Извозился в русской грязи, но с божьей помощью вытащили телегу. А святой Касьян не полез вытягивать мужицкую телегу из грязи, пожалел ангельских сверкающих одежд.

После этого случая Бог в раю спросил Николу и Касьяна, почему один из них весь в грязи, а у другого одежды чистые, как снег, хотя на землю они ходили вместе и испачкаться должны были одинаково. Святые все рассказали честно. Бог похвалил Николу за отзывчивость и пожурил Касьяна за чванство.

Этот случай, согласно русской сказке, непосредственно повлиял и на распределение праздников. Касьяну досталось в календаре 29 февраля. То есть ему молебны служат на Руси раз в четыре года. Зато Николе досталось аж целых два дня в святцах: 19 декабря и 22 мая – Никола зимний и Никола летний. Иными словами, в память о той увязшей в грязи телеге Никола собирает податей в восемь раз больше Касьяна. В этом нет ни целесо¬образности, ни справедливости, ни разумности – просто случайность.
Так уж повелось. Такой уж вышел казус. Такая уж установилась благодаря этому казусу традиция.

Валерий Панюшкин