Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Для красоты?

07, Июня 2013
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
канд. юрид. наук
 
Уже много лет существует практика принятия Правительством РФ Основных направлений налоговой политики на перспективный период. Этот документ служит основой бюджетного планирования, базой для подготовки изменений в законодательство, прогнозом для принятия инвестиционных решений и др.

Качество и полнота этого документа, последовательность в реализации его положений – факторы, определяющие степень доверия населения и бизнеса к Правительству. Любые неожиданности, не предусмотренные Основными направлениями, сразу выдают либо декоративное значение этого документа, либо недостаточный профессионализм его авторов.

В прошлом году разгорелся нешуточный скандал из-за того, что Правительство РФ сначала утвердило Основные направления, а затем допустило их обсуждение в Парламенте и экспертном сообществе. Дума заявила о своих притязаниях на формирование стратегии развития налогового законодательства, не согласившись с ролью ведомого, обреченного только реагировать на налоговые инициативы исполнительной власти.

В этом году ситуация вокруг Основных направлений круто изменилась. Сначала прошли парламентские слушания в Госдуме и Совете Федерации, обсуждение проекта в формате Открытого правительства и только затем намечено рассмотрение документа Правительством РФ.

Интересно будет сопоставить утвержденный Правительством текст с представленным им проектом. Если они будут идентичными, это будет означать, что, по сути, изменений в формировании перспективной налоговой политики не произошло, все предварительные слушания и обсуждения нужны лишь «для красоты». Если этот прогноз не сбудется, можно говорить о рабочем характере нововведений и о появлении у экспертов и бизнеса возможности хоть как-то влиять на формирование налогово-правовой стратегии.

Например, в Основных направлениях нет ни слова о возвращении ФНС России функций по администрированию сбора страховых взносов. Это важная стратегическая тема: продолжится ли практика создания новых контролирующих органов, расширения их штатов, усиления административного давления на бизнес или же «эксперимент» с задвоением контрольных полномочий (и налоговые органы, и социальные фонды проверяют одни и те же показатели) будет признан неудачным?

Уже и многие члены Правительства РФ понимают необходимость реставрации. Но подобные масштабные изменения должны заранее прогнозироваться и отражаться в Основных направлениях. Иначе так и не удастся избавиться от ощущения, что этот документ принимается только для публики и совсем не исключит спонтанных действий Правительства в налоговой сфере.