Для красоты?
главный редактор,
канд. юрид. наук
Качество и полнота этого документа, последовательность в реализации его положений – факторы, определяющие степень доверия населения и бизнеса к Правительству. Любые неожиданности, не предусмотренные Основными направлениями, сразу выдают либо декоративное значение этого документа, либо недостаточный профессионализм его авторов.
В прошлом году разгорелся нешуточный скандал из-за того, что Правительство РФ сначала утвердило Основные направления, а затем допустило их обсуждение в Парламенте и экспертном сообществе. Дума заявила о своих притязаниях на формирование стратегии развития налогового законодательства, не согласившись с ролью ведомого, обреченного только реагировать на налоговые инициативы исполнительной власти.
В этом году ситуация вокруг Основных направлений круто изменилась. Сначала прошли парламентские слушания в Госдуме и Совете Федерации, обсуждение проекта в формате Открытого правительства и только затем намечено рассмотрение документа Правительством РФ.
Интересно будет сопоставить утвержденный Правительством текст с представленным им проектом. Если они будут идентичными, это будет означать, что, по сути, изменений в формировании перспективной налоговой политики не произошло, все предварительные слушания и обсуждения нужны лишь «для красоты». Если этот прогноз не сбудется, можно говорить о рабочем характере нововведений и о появлении у экспертов и бизнеса возможности хоть как-то влиять на формирование налогово-правовой стратегии.
Например, в Основных направлениях нет ни слова о возвращении ФНС России функций по администрированию сбора страховых взносов. Это важная стратегическая тема: продолжится ли практика создания новых контролирующих органов, расширения их штатов, усиления административного давления на бизнес или же «эксперимент» с задвоением контрольных полномочий (и налоговые органы, и социальные фонды проверяют одни и те же показатели) будет признан неудачным?
Уже и многие члены Правительства РФ понимают необходимость реставрации. Но подобные масштабные изменения должны заранее прогнозироваться и отражаться в Основных направлениях. Иначе так и не удастся избавиться от ощущения, что этот документ принимается только для публики и совсем не исключит спонтанных действий Правительства в налоговой сфере.