Налоговая система России: перспективы для российского бизнеса
Налоговая конференция в рамках Недели российского бизнеса РСПП, 18 марта 2013 г., г. Москва
Участники: заместитель министра финансов С.Д. Шаталов, заместитель министра экономического развития С.Ю. Беляков, заместитель руководителя ФНС России А.Л. Оверчук, начальник Управления трансфертного образования и международного сотрудничества ФНС России Д.В. Вольвач, руководители компаний – члены РСПП.
По итогам конференции принята Резолюция. Проект Резолюции опубликован на сайте РСПП, см.: http://www.rspp.ru/news/view/2674.
Традиционно открывая конференцию, президент РСПП А.Н. Шохин отметил, что Неделя российского бизнеса, начинает которую налоговая конференция, – это площадка, где бизнес может свободно и конструктивно вести диалог с властью.
От имени РСПП он заявил, что «фискальная совокупная нагрузка на бизнес не должна повышаться». В последнее время употребляется именно термин «фискальная нагрузка». А.Н. Шохин пояснил, что, помимо собственно налогов, есть много элементов фискальной нагрузки на бизнес, в частности бизнес не может не волновать рост социальных и страховых платежей.
Замминистра финансов С.Д. Шаталов предложил осторожно давать оценки налоговой нагрузке. При этом заметил, что «стабильность налоговой системы – это очень важный фактор для бизнеса». Поэтому «структура налогов останется неизменной. Налоговая нагрузка не будет повышаться до 2016 года, а скорее, до 2018 года», – заявил он.
С.Д. Шаталов рассказал о планах по созданию спе¬циального налогового режима на Дальнем Востоке и в Забайкалье для гринфилд-проектов (Greenfield Project) по аналогии с налоговым режимом в ОЭЗ. Проект должен стартовать в 2014 году, рассчитан он на 10 лет, в течение которых обещаются серьезные налоговые льготы.
Выступающий сообщил, что в этом году будет ратифицировано Соглашение о присоединении России к Конвенции ОЭСР о взаимной помощи в сборе налогов.
Председатель совета директоров НЛМК В.С. Лисин в своем выступлении указал на предстоящий рост экологических платежей как фактор роста фискальной нагрузки, а также поддержал принятые поправки в закон об освобождении нового оборудования от налога на имущество – это реальный стимул к модернизации производства.
Замминистра экономического развития РФ С.Ю. Беляков сообщил, что министерство разделяет позицию Минфина России о невозможности повышения налоговой нагрузки. Одним из направлений работы он назвал борьбу с теневым сектором экономики, которая должна дать значительный эффект для пополнения бюджетов.
В свою очередь С.Д. Шаталов сообщил, что Правительство начнет масштабную кампанию по борьбе с фирмами-однодневками и неправомерным возмещением НДС, при этом не будет чураться мер, необычных для России, но широко применяемых в других странах. «Речь идет о так называемом антиотмывочном законе, где содержится очень много предложений и по поправкам в УК РФ, и в валютное законодательство, и в Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», – пояснил он, добавив, что есть в законопроекте1 и налоговые составляющие, касающиеся доступа налоговых органов к информации, в том числе к банковским счетам граждан, при этом подчеркнув, что речь идет лишь об информации о наличии счета.
На вопрос, известно ли о том, сколько субъектов предпринимательской деятельности воспользовалось многочисленными налоговыми льготами, появившимися за последние пять-восемь лет и каков экономический эффект, С.Д. Шаталов заметил, что для подобной оценки нет даже соответствующей методики расчета.
Согласно рейтингу Всемирного банка уровень налоговой нагрузки в 2013 г. вырос до 54%, в 2012 г. – 47%.
Опрошенные РСПП российские компании считают, что уровень совокупной нагрузки на бизнес за последний год вырос.
По оценкам Минфина России, налоговая нагрузка в России находится на уровне 36%.
По оценкам Минэкономразвития России – 35,6%, а если принять во внимание уровень теневой экономики, то около 45%.
К СВЕДЕНИЮ
К 1 апреля 2013 г. на сайте ФНС России появится программа, которая автоматически будет делить на необходимое количество файлов-контейнеров файл любого объема в формате XML.
Сегодня любая налоговая инспекция может принять файл объемом 256 Мб, подписанный электронной подписью, который сжимается до 15 Мб (плюс 3 Мб – управляющая программа). По подсчетам Службы в файл 256 Мб вмещается 400–600 тыс. транзакций.
В.С. Лисин сообщил, что, по оценке РСПП, большинство компаний реального сектора экономики по разным причинам этими льготами не воспользовались. С.Ю. Беляков напомнил о том, что Минэкономразвития России проводит работу по оценке эффективности существующих налоговых льгот. Также он сообщил, что в числе мер налогового стимулирования министерство предлагает рассмотреть возможность освобождения от налогообложения расходов на благотворительность.
В рамках конференции прошел круглый стол «Регулирование трансфертного ценообразования: законодательство и практика», на котором обсуждались вопросы, связанные с формой уведомления о контролируемых сделках.
В своем выступлении С.Д. Шаталов констатировал, что институты трансфертного ценообразования и консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) заработали, в первый год было создано 11 КГН, на сегодняшний день их 15. Сейчас обсуждается, каким образом в налоговые органы должна поступать информация от налогоплательщиков и какой должна быть форма уведомления о контролируемых сделках. Докладчик также сообщил, что согласованы поправки в НК РФ, которые в этом году отсрочат представление уведомлений (с 20 мая срок переносится на 20 ноября) и реализацию полномочий налоговых органов по проверке контролируемых сделок, осуществленных в 2012 году2.
Заместитель руководителя ФНС России А.Л. Оверчук предложил забыть ручной способ заполнения уведомления о контролируемых сделках, тем более что в российских и зарубежных компаниях уже существует целый ряд софтовых решений.
Присоединившись к обсуждению технических возможностей передачи данных по Интернету, начальник Управления трансфертного образования и международного сотрудничества ФНС России Д.В. Вольвач заверил бизнес, что поданные уведомления о контролируемых сделках будут приниматься, даже если ряд полей не будет заполнен.
В ходе дискуссии звучали вопросы о том, как максимально эффективно сгруппировать сделки для целей заполнения уведомления и другой документации, какие товары можно признать взаимозаменяемыми.
Предлагалось использовать опыт ОЭСР, в том числе «портфельную стратегию», когда один продукт является локомотивом продаж для других продуктов (например, продажа сим-карты с последующей продажей услуг сотового оператора).
Обсуждался еще один спорный вопрос – о порядке оценки лицензионных платежей. Даже на уровне ОЭСР пока нет единого подхода, что следует в этом случае признавать рыночной ценой.
2 См.: законопроект № 79859‑6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения”» (принят во втором чтении 20.03.2013).