Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Откупщики от культуры

19, Марта 2013
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
канд. юрид. наук
 
Борьба Российского союза правообладателей (РСП), возглавляемого Н.С. Михалковым, за обладание «частным налогом» – сборами с производителей и импортеров звукозаписывающих устройств – вышла на новый виток.

Сборщики платежей почувствовали опасность утратить постоянный доходный источник в связи с принятыми Россией обязательствами перед ВТО отказаться от практики, когда частные организации получают от правительства право без заключения договоров с авторами произведений «действовать в их интересах», бесконтрольно собирать и расходовать средства.

К чему приводит такая практика, наглядно продемонстрировало дело, рассмотренное недавно в Арбитражном суде г. Москвы1.

ФАБУЛА ДЕЛА

При проверке налоговой инспекцией Российского авторского общества (РАО) было обнаружено, что эта общественная организация собрала с различных компаний, использующих литературные, музыкальные и другие произведения, значительные суммы средств в пользу авторов, да только так и не перечислила по назначению их значительную часть. 1,63 млрд руб., «хранящиеся» у Общества более 3-х лет, инспекция сочла внереализационным доходом общества и потребовала уплатить с этой суммы налог на прибыль.
 
Хотя дело слушалось в закрытом режиме (что само по себе недопустимо в отношении организации, выполняющей публичные функции и призванной демонстрировать максимальную открытость в отношении многочисленных авторов, в чью пользу формально взыскиваются средства), известно, что РАО не вело раздельного учета собранных сумм, что 16,7% из аккумулированных в 2011 г. 2,94 млрд руб. израсходовано на собственные нужды РАО, а 8,5% – выплачено в пользу авторов. Засекречивая слушание дела, РАО строило свою позицию на том, что оно ждет, что правообладатели все же обратятся к нему за причитающимися им суммами2.

Не вдаваясь в анализ тонкостей налогообложения «остатков», замечу, что правильнее было бы потребовать взыскания всей этой суммы в бюджет. Если частная организация, уполномоченная государством, по той или иной причине не выполнила возложенные на нее обязанности, то сохранять за ней принудительно собранные средства – значит создавать комфортные условия для будущих злоупотреблений.

На этом фоне сенсационно прозвучала новость о возбуждении уголовного дела в отношении ряда компаний, отказавшихся от поборов, взыскиваемых с импортеров звукозаписывающей техники3.

В этом деле явно натянутым является все: и правовая основа для предъявления требований об уплате сборов, и применение статьи о мошенничестве к лицам, отстаивающим свое право не поддаваться тем, кто действует не вполне легитимно.

В отличие от правоохранителей, способствующих сохранению дискредитировавшей себя практики, Минкомсвязи России считает необходимым отказаться от наделения частных организаций, не связанных договорами с правообладателями, публичными функциями по принудительному сбору авторских вознаграждений в пользу неограниченного круга лиц. Правильно обращено внимание на то, что уже подтверждено и судебной практикой: сборщики платежей, будучи по сути частными компаниями, не являются субъектами обязательных аудиторских проверок и не декларируют публично размеры полученных отчислений4.

Для того чтобы прекратить средневековую практику взимания частных налогов, необходимо как минимум отменить монополию немногих «счастливцев-откупщиков» взимать платежи только на основании прямых договоров сборщика с правообладателями, ограничить собственные издержки сборщиков, установить обязательный аудит их деятельности, предусмотреть изъятие в бюджет всей суммы собранных средств, не выплаченной авторам в установленные сроки.


1 См.: Постановление ФАС МО от 07.12.2012 по делу № А40‑127535/11-20-521.
2 См.: РАО отстояло авторские права // Коммерсантъ. 29.01.2013. № 15 (5046).
3 См.: Михалков судится за денежные звуки // Ведомости. 11.02.2013. № 21(3283).
4 См.: Никиту Михалкова ущемили в авторских правах // Коммерсантъ. 14.02.2013. № 27(5058).