Откупщики от культуры
главный редактор,
канд. юрид. наук
Сборщики платежей почувствовали опасность утратить постоянный доходный источник в связи с принятыми Россией обязательствами перед ВТО отказаться от практики, когда частные организации получают от правительства право без заключения договоров с авторами произведений «действовать в их интересах», бесконтрольно собирать и расходовать средства.
К чему приводит такая практика, наглядно продемонстрировало дело, рассмотренное недавно в Арбитражном суде г. Москвы1.
При проверке налоговой инспекцией Российского авторского общества (РАО) было обнаружено, что эта общественная организация собрала с различных компаний, использующих литературные, музыкальные и другие произведения, значительные суммы средств в пользу авторов, да только так и не перечислила по назначению их значительную часть. 1,63 млрд руб., «хранящиеся» у Общества более 3-х лет, инспекция сочла внереализационным доходом общества и потребовала уплатить с этой суммы налог на прибыль.
Не вдаваясь в анализ тонкостей налогообложения «остатков», замечу, что правильнее было бы потребовать взыскания всей этой суммы в бюджет. Если частная организация, уполномоченная государством, по той или иной причине не выполнила возложенные на нее обязанности, то сохранять за ней принудительно собранные средства – значит создавать комфортные условия для будущих злоупотреблений.
На этом фоне сенсационно прозвучала новость о возбуждении уголовного дела в отношении ряда компаний, отказавшихся от поборов, взыскиваемых с импортеров звукозаписывающей техники3.
В этом деле явно натянутым является все: и правовая основа для предъявления требований об уплате сборов, и применение статьи о мошенничестве к лицам, отстаивающим свое право не поддаваться тем, кто действует не вполне легитимно.
В отличие от правоохранителей, способствующих сохранению дискредитировавшей себя практики, Минкомсвязи России считает необходимым отказаться от наделения частных организаций, не связанных договорами с правообладателями, публичными функциями по принудительному сбору авторских вознаграждений в пользу неограниченного круга лиц. Правильно обращено внимание на то, что уже подтверждено и судебной практикой: сборщики платежей, будучи по сути частными компаниями, не являются субъектами обязательных аудиторских проверок и не декларируют публично размеры полученных отчислений4.
Для того чтобы прекратить средневековую практику взимания частных налогов, необходимо как минимум отменить монополию немногих «счастливцев-откупщиков» взимать платежи только на основании прямых договоров сборщика с правообладателями, ограничить собственные издержки сборщиков, установить обязательный аудит их деятельности, предусмотреть изъятие в бюджет всей суммы собранных средств, не выплаченной авторам в установленные сроки.