Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Пиррова победа

05, Июля 2017
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
канд. юрид. наук
 
Для того чтобы суд принял решение по налоговому делу, оказывается, Налоговый кодекс РФ ни к чему. В судебном акте он вообще может не упоминаться, ни одной ссылки на его статьи там может не встретиться.

Пример виртуозной техники разрешения налогового спора без опоры на налоговое законодательство продемонстрировал Верховный Суд РФ в Определении по делу АО «Спорткар-Центр»1.

Решение принято в пользу налогоплательщика, которого инспекция обвинила в получении необоснованной налоговой выгоды. 

Нижестоящие суды согласились с такой оценкой налогового органа. Однако ВС РФ нашел их выводы неправомерными и необоснованными.

Чем же сам ВС РФ обосновал состоятельность своей позиции? Одними рассуждениями.

Во-первых, об отсутствии в деле доказательств того, «в чем именно выразилась необоснованная налоговая выгода» (понятие, не встречающееся ни в одной из статей НК РФ).

Во-вторых, о непроведенной проверке цен договоров, заключенных налогоплательщиком (должны ли они проверяться вообще, если не подвергается сомнению независимый статус сторон сделки?).

В-третьих, об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих об имитации сделки (какая правовая норма определяет понятие «имитация сделки»?).

В-четвертых, о неподтвержденности «отсутствия должной осмотрительности» при выборе поставщика (в НК РФ такого требования нет).

В-пятых, об отсутствии оценки доводов налогоплательщика о предпринимательском мотиве его действий (законодательство не требует от налогоплательщиков подтверждения их намерений).

Причиной неприменения судом закона послужило то, что и налоговая инспекция при вынесении своего решения вовсе не опиралась на законодательство. Доначисления сделаны на основе «представлений о должном».

Суд, следуя этим же маршрутом, занимается, по сути, тем же: развивает «правосознательный» подход, формирует неписаное право, прецедентную систему, укреп­ляет неправовую основу доначислений недоимок, пеней и штрафов. И отменяет судебные акты со ссылкой на ч. 1 ст. 291.11 АПК РФ, согласно которой только существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права должны служить основанием его действий.

Комментируемое решение не просто судебный казус. Это закономерное проявление общего пренебрежения правами налогоплательщиков в условиях кризиса и неустойчивой приверженности праву. Отсутствие ссылок на закон, устанавливающий права и обязанности налогоплательщиков, границы полномочий налоговых органов, – проявление такого пренебрежения независимо от того, в чью пользу вынесено решение суда. Налогоплательщик из субъекта права переводится в категорию объектов регулирования.

Поэтому те, кто радуется такой победе налогоплательщика и рассчитывает на изменение судебной практики, делают это, скорее всего, зря: победа вне правового поля имеет мало шансов на тиражирование тех же подходов при разрешении других налоговых споров.


1 Определение СКЭС ВС РФ от 15.06.2017 по делу № А40-230712/2015.