Воинствующие дилетанты
главный редактор,
канд. юрид. наук
Ситуация повторилась: в Госдуму внесен подготовленный Росфинмониторингом законопроект о противодействии незаконным финансовым операциям, которым предлагается существенно ужесточить требования ко всем налогоплательщикам и предоставить дополнительные полномочия налоговым инспекциям2.
Среди прочего предлагается закрепить сложившийся в судебной практике подход, когда могут не учитываться результаты искусственных сделок3. Но в отличие от существующей практики предлагается доначислять налог не только в отношении приобретаемых, но и реализуемых товаров.
Росфинмониторинг предлагает предоставить налоговым органам полномочия «определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиком в бюджетную систему Российской Федерации, возмещению (возврату) из бюджета, без учета результатов сделок, совершенных с целью занижения сумм налогов участниками сделки (в том числе третьими лицами при посредничестве), не выполняющими в этой сделке (совокупности сделок) никаких функций из-за отсутствия необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности, в том числе из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств». С этой целью налоговый орган будет вправе применить методы, указанные в статьях 105.9–105.13 НК РФ.
Редакцию предложенного изменения можно назвать по меньшей мере крайне спорной.
Неясно, что следует понимать под «занижением налогов участниками сделки» – искусственное уменьшение налоговой нагрузки совокупно для всех участников цепи поставок, для двух сторон одной сделки или для кого-либо из них по отдельности. Такая неясность создает риск доначисления налогов по операциям так называемых «специальных целевых корпоративных образований» (SPV), создаваемых в рамках структурирования крупных сделок в целях распределения функций и рис¬ков, а не для искусственного занижения налогов. При использовании SPV совокупная налоговая нагрузка может и не уменьшиться, хотя налоги отдельных лиц уменьшаются, то есть соблюдается «закон сохранения налога» в группе компаний4.
Из законопроекта следует, что налоги должны быть доначислены всем участникам сделки, в которой участвовало искусственное образование, в том числе и тем, кто не имел цели занижения налогов и для кого операция являлась вполне реальной (например, покупателю сырья, приобретшему его через «торговый дом», созданный производителем в целях минимизации его доходов). Однако судебная практика допускает это только в ряде случаев при неосмотрительности налогоплательщика в выборе контрагента.
Положения законопроекта нуждаются в кардинальной переработке.