Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Воинствующие дилетанты

16, Февраля 2013
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
канд. юрид. наук
 
Кто-то из великих древних сказал, что самая опасная форма помешательства – это налогомания, то есть страсть к выдвижению налоговых законопроектов. В прошлом номере «Налоговеда» мы писали о недопустимости в сфере налогообложения законотворчества госорганов, не имеющих прямого отношения к регулированию налоговой системы1.

Ситуация повторилась: в Госдуму внесен подготовленный Росфинмониторингом законопроект о противодействии незаконным финансовым операциям, которым предлагается существенно ужесточить требования ко всем налогоплательщикам и предоставить дополнительные полномочия налоговым инспекциям2.

Среди прочего предлагается закрепить сложившийся в судебной практике подход, когда могут не учитываться результаты искусственных сделок3. Но в отличие от существующей практики предлагается доначислять налог не только в отношении приобретаемых, но и реализуемых товаров.

Росфинмониторинг предлагает предоставить налоговым органам полномочия «определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиком в бюджетную систему Российской Федерации, возмещению (возврату) из бюджета, без учета результатов сделок, совершенных с целью занижения сумм налогов участниками сделки (в том числе третьими лицами при посредничестве), не выполняющими в этой сделке (совокупности сделок) никаких функций из-за отсутствия необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности, в том числе из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств». С этой целью налоговый орган будет вправе применить методы, указанные в статьях 105.9–105.13 НК РФ.

Редакцию предложенного изменения можно назвать по меньшей мере крайне спорной.

Неясно, что следует понимать под «занижением налогов участниками сделки» – искусственное уменьшение налоговой нагрузки совокупно для всех участников цепи поставок, для двух сторон одной сделки или для кого-либо из них по отдельности. Такая неясность создает риск доначисления налогов по операциям так называемых «специальных целевых корпоративных образований» (SPV), создаваемых в рамках структурирования крупных сделок в целях распределения функций и рис¬ков, а не для искусственного занижения налогов. При использовании SPV совокупная налоговая нагрузка может и не уменьшиться, хотя налоги отдельных лиц уменьшаются, то есть соблюдается «закон сохранения налога» в группе компаний4.

Из законопроекта следует, что налоги должны быть доначислены всем участникам сделки, в которой участвовало искусственное образование, в том числе и тем, кто не имел цели занижения налогов и для кого операция являлась вполне реальной (например, покупателю сырья, приобретшему его через «торговый дом», созданный производителем в целях минимизации его доходов). Однако судебная практика допускает это только в ряде случаев при неосмотрительности налогоплательщика в выборе контрагента.
Положения законопроекта нуждаются в кардинальной переработке. 


1 См.: Пепеляев С.Г. Руки чешутся // Налоговед. 2013. № 1. С. 4.
2 См.: Проект Федерального закона № 196666-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (ред., внесенная в ГД ФС РФ) // СПС «КонсультантПлюс».
3  См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 03.07.2012 № 2341/12 по делу «Камского завода железобетонных изделий и конструкций».
4 На необходимость учета этого закона в ходе борьбы с необоснованной налоговой выгодой обратил внимание председатель ВАС РФ А.А. Иванов в интервью нашему журналу. См.: Закон сохранения налога // Налоговед. 2010. № 3. С. 26. См. также: постановления Президиума ВАС РФ от 10.03.2009 № 9024/08 и № 9821/08, от 28.10.2008 № 6273/08 и № 6272/08 по делу ОАО «Нефтегазовая компания „РуссНефть“».