Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Тайне – бой!

14, Марта 2017
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
канд. юрид. наук
 
Налогообложение постепенно становится в нашей стране особой сферой регулирования, свободной от необходимости соблюдения государством ограничений, принципов, уважения к правам и интересам третьих лиц. Цель – формирование бюджета – оправдывает средства.

Яркий пример – обход налоговым законодательством норм о банкротстве, фактическое право налоговых органов первыми запустить руки в карманы должника.

ЦИТАТА

«Стратегическая цель ФНС России – не допустить использование процедуры банкротства для уклонения от исполнения налоговых обязательств недобросовестными должниками. Должник должен понимать, что при возможности выплатить долг у него нет другой альтернативы. В противном случае он будет привлечен к административной, субсидиарной (гражданско-правовой), уголовной ответственности», – заявил начальник Управления обеспечения процедур банкротства ФНС России Константин Чекмышев.

См.: сайт ФНС России. URL: https://www.nalog.ru.
 

Следующий шаг – попытка разрушить целую профессию ради расширения контроля над налогоплательщиками. Речь об аудиторах, чья деятельность строится на доверии клиентов и на гарантированной возможности сохранять конфиденциальность представленной им информации.Законопроект № 96436-71 исключает из НК РФ понятие «аудиторская тайна» и разрешает в целях налогового контроля сбор, использование и распространение ­информации, полученной от аудиторов.

Пункт 4 ст. 82 НК РФ в действующей редакции

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Налоговые инспекции наделяются правом истребовать у аудиторов документы и сведения, полученные ими от налогоплательщиков как в ходе аудита, так и при оказании любых других услуг: налогового консультирования, юридической помощи, составления деклараций и др. Если налогоплательщик не выдал истребуемых документов, инспекция получит их от его аудитора с санкции ­руководителя вышестоящего налогового органа.

В круг истребуемых попадают любые данные, «служащие основаниями исчисления и уплаты налога». При умелой интерпретации к ним можно отнести запросы консультаций о налоговых рисках, пояснения и справки по вопросам уплаты налогов и сборов, любую другую чувствительную для налогообложения информацию.

Аудиторы фактически не смогут удостовериться, что налогоплательщик противодействовал контролю, документы будут запрашиваться скопом, без конкретизации, как это делается сейчас, у налогоплательщиков.

Нет никаких ограничений в отношении документов, собранных аудиторами в предыдущие годы.

Как это нововведение скажется на профессии аудитора – понятно и непосвященному.

Профессиональная тайна – основа деятельности людей целого ряда профессий: адвокатов, медиков, священнослужителей. Желание власти проникнуть за завесу секретности было всегда (к сожалению, не редкость попытки допросить адвоката по делу его доверителя, священника – о содержании исповеди). Но эти действия представляли публике как эксцесс исполнителя: некомпетентный следователь вышел за рамки дозволенного. К тому же государство редко, но пытается оградить профессии от крайних проявлений любознательности.

Совсем недавно (11 февраля 2017 г.) Президент РФ внес в Госдуму законопроект № 99653-7, предусматривающий поправки в уголовно-процессуальное законодательство, ограничивающие обыски, осмотры и выемки в отношении адвокатов.

Как указано в Пояснительной записке к законопроекту, он направлен на создание дополнительных гарантий независимости адвокатов, их свидетельского иммунитета. Из числа доказательств исключаются те, что изъяты из производства адвоката по делам его доверителей. Подчеркивается, что конфиденциальность отношений адвоката и его поручителя – необходимое условие реализации права каждого на получение квалифицированной юридической помощи2.

Этот шаг, направленный на укрепление конфиденциальности и доверительности в одной сфере, никак не стыкуется с системным разрушением тех же начал в другой. Можно найти лишь одно объяснение подобным разнонаправленным действиям власти: правам и свободам место есть где угодно, только не там, где речь идет о деньгах бюджета.


1 Внесен в Госдуму Правительством РФ в феврале.

2 См.: ст. 48 Конституции РФ.