Налоги на имущество: пределы роста
23, Августа 2016
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
канд. юрид. наук
главный редактор,
канд. юрид. наук
Поимущественные налоги переживают этап бурного развития.
Платежи, которые раньше были на втором, а то и на третьем плане, стали очень востребованными в условиях экономического кризиса и дефицита местных бюджетов. Подтверждение тому – увеличение числа судебных споров, обращений в Конституционный Суд РФ, новых законов.
Идет серьезная борьба за налоговую базу. Государство всеми способами пытается ее расширить.
Введена государственная монополия на кадастровую оценку недвижимости1. КС РФ обосновал право местных властей оспаривать заниженную оценку2. Региональные власти работают с судами и консультантами, слишком рьяно защищающими налогоплательщиков.
В обозримой перспективе в нашей стране поимущественные налоги будут расти и эволюционировать в направлении единого налога на недвижимое имущество. Но у них есть большой недостаток: облагается абстрактная платежеспособность, а не фактический доход. Владеешь – значит богат – значит плати. Однако не всегда недвижимость иллюстрирует состоятельность лица.
Все попытки «вникнуть в ситуацию» приводят к чрезмерному усложнению налогового администрирования и – логически – к превращению налога на имущество в дубль налога на доходы, его бледный образ.
Статус-кво терпим, пока поимущественные налоги относительно (в сравнении с налогом на доход) малы. Им прощаются все творимые ими несправедливости.
Но попытки их увеличения тут же встречают сопротивление, в том числе в форме обвинений в неконституционности положений соответствующих законов. Далеко не всегда эти обвинения беспочвенны.
Поимущественные налоги умеренного размера необходимы. Они позволяют решать такие задачи, которые не может решить более совершенный и демократичный налог на доходы.
Во-первых, налог на имущество привязывает платежи к центрам жизненных интересов плательщика. Налог на доходы удерживается у источника выплаты и может быть не зачислен в бюджет по месту жительства лица. При его уплате на основе декларации задача решается лишь частично, поскольку места регистрации и фактического проживания могут не совпадать, улица может быть несколько недвижимых объектов в разных местах.
Во-вторых, налог на имущество с большим изяществом, чем налог на доходы, способен играть роль «облагаемого минимума», то есть минимального налога, уплачиваемого даже в условиях отсутствия доходов. Зачем вводить «налог на тунеядцев», как в Белоруссии, если его задачи с меньшими репутационными издержками выполняет налог на имущество?
В-третьих, налог на имущество позволяет вовлечь в налогообложение нерезидентов, не имеющих источников доходов в стране, но владеющих там недвижимостью. Справедливо, чтобы они тоже участвовали в формировании бюджетов.
В-четвертых, налог на доходы не предназначен для регулирования потребления и стимулирования оборота недвижимости. Налог на имущество даже при относительно невысоких значениях способствует расширению рынка недвижимости и формирует дополнительную базу подоходного налога.
Надо полагать, развитие информационных технологий позволит в конце концов решить проблему распределения уплачиваемых налогов на доходы в бюджеты по местам, связанным и с источником дохода, и с жизнедеятельностью плательщиков.
Суммы собранного налога на доходы станут зачисляться в местные бюджеты по месту жительства плательщиков.
Возможно, это помогло бы снизить дефицит и ограничить востребованность поимущественных налогов как источника местных бюджетов и сбалансировать налоговую систему так, чтобы поимущественные налоги оставались, как им и положено, налогами второго, а то и третьего плана.
1 См.: Федеральный закон от 03.07.2016 № 227-ФЗ «О -государственной кадастровой оценке».
2 См.: Постановление КС РФ от 05.07.2016 № 15-П.