Опасные опыты
04, Июня 2016
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
канд. юрид. наук
главный редактор,
канд. юрид. наук
Схема НДС была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 г. До введения в 1958 г. налога в метрополии модель была опробована в одной из зависимых от Франции колониальных стран - Кот-д Ивуаре.
Французское правительство понимало: налогообложение – слишком серьезная сфера, не подходящая для того, чтобы ставить опыты на собственном населении.
Своего Кот-д’Ивуара у России нет. Но даже если бы и был, подобный эксперимент вряд ли состоялся бы: не в нашей управленческой культуре любезничать с собственными гражданами.
Эти мысли рождаются в связи с практикой внедрения электронных деклараций по НДС, электронной базы данных об операциях налогоплательщиков и наделением налоговых органов правом истребовать документы и пояснения в отношении противоречий с документами третьих лиц (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).
Благая идея пресечения незаконного возмещения НДС из бюджета, реализованная без должной подготовки и испытания инструментария, привела к непомерному росту административной нагрузки и на налогоплательщиков, и на территориальные инспекции.
Даже не самые крупные компании теперь получают требования о предоставлении пояснений в отношении документов, одно перечисление которых занимает несколько сотен страниц. Если данные пояснения по какой-либо причине (раскрывать которую налогоплательщику налоговый орган не обязан) не удовлетворяют контролеров, истребуются тысячи единиц документов, содержащих десятки тысяч страниц.
КОМПЛЕКС АСК НДС-2
Программный комплекс обрабатывает 1,5 млн деклараций в квартал, содержащих записи о 3,5 млрд счетах-фактурах. Его внедрение проходило в течение трех кварталов 2015 г. С октября указанного года процесс электронной обработки деклараций и автоматического выставления требований о предоставлении информации в случаях обнаружения несоответствий начал работать во всех регионах.
Программный комплекс обрабатывает 1,5 млн деклараций в квартал, содержащих записи о 3,5 млрд счетах-фактурах. Его внедрение проходило в течение трех кварталов 2015 г. С октября указанного года процесс электронной обработки деклараций и автоматического выставления требований о предоставлении информации в случаях обнаружения несоответствий начал работать во всех регионах.
Все затраты и усилия по подготовке нужных копий бесполезны.
Прежде всего, обработать такой объем макулатуры налоговый орган не сможет. Но главное – причины «расхождений» в большинстве случаев кроются в несовершенстве алгоритма комплекса АСК НДС-2 (см. текст на полях), а не в злом умысле или ошибках налогоплательщиков.
Программа не учитывает всех особенностей заполнения книг продаж и покупок при совершении ряда операций (например, при вычете НДС только по подтвержденному экспорту), нюансов покупок через посредников. Поэтому анализ тонн запрашиваемых документов не приводит к выявлению нарушений, кроме нарушений в работе программного комплекса.
Недовольны все.
Сотрудники бухгалтерий, потому что их деятельность парализована требованиями налоговиков, шквалом звонков и писем контрагентов, инициативно выясняющих причины расхождений. Сотрудники налоговых инспекций, потому что видят бесплодность работы и понимают справедливость вопросов: почему создаются системы, которые перекладывают функционал налоговых органов на налогоплательщиков; почему за их счет тестируются неотлаженные программные комплексы; почему не принимаются меры по оптимизации сверхсложного документооборота?
Ситуация накаляется.
Чтобы избежать негативного сценария, необходимо до полной отладки АСК НДС-2 приостановить действие пункта 8.1 статьи 88 НК РФ. Это снизит злоупотребления истребованием документов, которые встречаются нередко.
Следует выстроить технический барьер для автоматического направления требований в случаях масштабных несоответствий, что свидетельствует о несовершенстве алгоритма программы.
Требуется также упростить порядок регистрации счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур и их исправлений.
Ко всему этому необходимо учесть опыт стран, уже внедривших аналогичные системы администрирования НДС1. Все эти системы основаны на обязательных электронных счетах-фактурах, регистрируемых в момент выпуска в едином электронном реестре. Такой порядок позволяет исключать ошибки при переносе данных из бумажных документов в электронную форму, отказаться от обычных книг продаж и покупок. Единый реестр счетов-фактур и есть одна такая книга.
В результате повышается прозрачность бизнеса, пресекаются попытки незаконного обогащения за счет бюджета, сокращается административная нагрузка на налогоплательщиков, упрощается контроль.
1 Системы автоматического контроля исчисления и уплаты НДС внедрены в Азербайджане, на Украине, в Турции. С 1 января 2017 г. такая система будет действовать в Казахстане.