Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Руки чешутся

22, Января 2013
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
канд. юрид. наук

Председатель Следственного комитета РФ (СКР) выступил со странной для данного ведомства инициативой – предложил внести в НК РФ целый ряд глобальных поправок, направленных на борьбу с уклонением от уплаты налогов1.

Никто бы не удивился, если бы с такой инициативой выступил, например, ВАС РФ. После принятия в 2006 году Постановления ВАС РФ № 53 арбитражные суды накопили громадный опыт разрешения споров о злоупотреб-лениях и продолжают «выписывать» все новые и новые «рецепты». Новейший из них – предложение учитывать в делах о сомнительных поставщиках рыночные цены на закупаемую продукцию2.

Понятно, если бы это Минфин России наконец-то выполнил данное ему много лет назад поручение разработать соответствующие поправки3.

Наконец, подобного смелого шага можно было бы ожидать от ФНС России, систематизирующей и обобщающей «передовой» уклонистский опыт.

Однако объяснить поступок СКР можно.

Во-первых, следователям скучно! Ведь если три года назад в одной только Москве за отчетный период было возбуждено 717 уголовных налоговых дел, то в прошлом году – только 91. Свободное время было потрачено с толком – на разработку новаций.

Не буду анализировать достоинства и просчеты законопроекта, а также излагать его содержание. Главное видится вот в чем: когда проблема явно перезрела, а профильные ведомства недостаточно инициативны, то скопившийся пар прорывается в самых неожиданных и причудливых местах.

К компетенции СКР вовсе не относится урегулирование общих условий налогообложения, а значит, тратить время и ресурсы на разработки в этой области он не должен. Но почему бы и не использовать свободную чужую поляну для того, чтобы добиться усиления своей позиции?

Смысл демарша СКР в том, чтобы еще раз поставить вопрос о возвращении к прежнему порядку, когда уголовные дела могли возбуждаться не только по результатам проверок, проведенных налоговыми инспекциями, но и по материалам оперативно-следственных мероприятий4.

Да и идея воссоздания налоговой полиции тоже жива. Раз один СКР только и озабочен отсутствием эффективных правовых механизмов противодействия налоговым злоупотреблениям и активно нормотворчествует в этой непростой сфере, то почему бы заодно и не добиться расширения полномочий, штатов и финансирования.

Маловероятно, что эти инициативы будут поддержаны, – одно только снижение ставки НДФЛ дало для законопослушания и наполнения бюджета во много раз больше, чем все репрессии вместе взятые.

Но все же нужно поблагодарить СКР. Его активность – сигнал и предостережение профильным ведомствам: отсутствие профессиональных, уравновешенных решений по противодействию налоговому мошенничеству и незаконному минимизаторству чревато повторением печального опыта девяностых – начала двухтысячных, когда борьба с уклонением от налогообложения, проводимая репрессивными методами, затронула всех налогоплательщиков без разбора и принесла ощутимый вред экономике.

Нетерпеливые есть…


1 См.: Налоговики не нужны / Ведомости. 11.12.2012. С. 1,3.
2 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 03.07.2012 № 2341/12.
3 См.: Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2010–2012 гг.  // СПС «КонсультантПлюс».
4 См.: Смирнов Г.К. Деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия налоговой преступности: системный кризис // Налоговед. 2013. № 1. С. 30.