Рекомендации круглого стола
20, Февраля 2016
СОБЫТИЕ:
XI Всероссийский налоговый форум ТПП РФ «Налоговая политика: итоги года и перспективы»,
3–4 декабря 2015 г., Москва
Круглый стол «„Неналоговые“ налоги: системный подход»,
4 декабря 2015 г., Москва
В ходе круглого стола прошел блиц-опрос «Выбор приоритетных мер, направленных на улучшение ситуации с „параллельной налоговой системой“ в России». См.: Налоговед. 2016. № 1. С. 11.
XI Всероссийский налоговый форум ТПП РФ «Налоговая политика: итоги года и перспективы»,
3–4 декабря 2015 г., Москва
Круглый стол «„Неналоговые“ налоги: системный подход»,
4 декабря 2015 г., Москва
В ходе круглого стола прошел блиц-опрос «Выбор приоритетных мер, направленных на улучшение ситуации с „параллельной налоговой системой“ в России». См.: Налоговед. 2016. № 1. С. 11.
При ограниченных бюджетных ресурсах государство не может позволить себе снижать налоги. Однако условия ведения бизнеса, связанные с взиманием принудительных публичных платежей, могут быть улучшены посредством ревизии сложившейся параллельной налоговой системы.
1. В рамках систематизации платежей, аналогичных налогам и сборам, предлагаются следующие общие -мероприятия:
- распространить на все принудительные публичные платежи общие правила установления налогов и сборов (установление всех основных элементов платежа законом, запрет обратной силы закона, ухудшающего положение плательщиков, заблаговременность принятия таких законов, толкование сомнений в этих законах в пользу плательщика); установить на уровне федерального закона основные элементы платежей, которые в настоящее время в федеральных законах лишь названы без определения элементов;
- закрепить запрет на установление принудительных публичных платежей поправками ко второму чтению законопроектов и ввести обязательную процедуру оценки регулирующего воздействия поправок ко второму чтению законопроектов на предмет наличия положений, вводящих принудительные публичные платежи;
- предусмотреть ведение единого реестра обязательных (принудительных) публичных платежей уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; при этом необходимо установить, что ни на кого не может быть возложена обязанность вносить платеж, не включенный в реестр;
- уменьшить количество принудительных публичных платежей: укрупнить разновидности схожих платежей до нескольких видов, рассмотреть вопрос об отмене неэффективных платежей;
- рассмотреть вопрос о включении в Налоговый кодекс РФ платежей, порядок исчисления которых не имеет существенных отличий от имеющихся налогов и сборов, и передаче Федеральной налоговой службе полномочия взимать такие платежи, что позволило бы избежать задваивания затрат на уплату и администрирование схожих платежей, повысить эффективность контроля;
- сохранив для отдельных платежей специальное регулирование и полномочия специализированных администраторов, максимально приблизить порядок взимания всех принудительных публичных платежей к общим правилам Налогового кодекса РФ, установив, что эти правила применяются ко всем принудительным публичным платежам, если иное не предусмотрено законом, и ограничив предмет регулирования специального законодательства лишь обоснованными особенностями отдельных платежей, исключив искусственные повторы, пробелы и противоречия регулирования порядка взимания платежей. Принятие этих мер должно снизить затраты рабочего времени, которые сейчас требуются для изучения разноречивых правил, и уменьшить издержки бизнеса. Новые правила станут более предсказуемыми, так как основные элементы всех платежей будет устанавливать закон, а не подзаконный акт, причем заблаговременно. Кроме того, многие принудительные платежи из‑за пробелов в регулировании порядка их взимания, включая механизмы контроля, уплачиваются лишь частью обязанных к этому лиц. Такое положение нарушает принцип всеобщности налогообложения, искажает конкурентную среду, приводит к завышению бремени платежей для законопослушных плательщиков и дискредитирует решения государственной власти о введении платежей. Установление единого порядка взимания платежей позволит устранить эти недостатки.
2. В отношении платежей, взимаемых на основе исключительных полномочий, но во внебюджетном -порядке, предлагается принять рамочный федеральный закон об общих принципах их установления и взимания, в котором следует предусмотреть в том числе:
- исчерпывающий перечень оснований взимания принудительных публичных платежей во внебюджетном порядке;
- профессиональный аудит целевого и эффективного использования средств, собранных в таком порядке (предоставив такие полномочия Счетной палате РФ). Платежи, для которых не будут выявлены веские основания их взимания и расходования во внебюджетном порядке, следует взимать и расходовать в общем порядке, через администрирование государственными органами и казначейские счета.
3. Системного решения требует проблема эффективности взимания социальных платежей, которые в наибольшей степени обременяют бизнес, но не обеспечивают должного уровня благосостояния нуждающимся гражданам. Взимание социальных платежей, расходуемых на солидарных началах, необходимо в целях уменьшения издержек поручить единому администратору. Внебюджетные социальные фонды по своей сути являются бюджетными, их статус следует привести в соответствие с действительностью. Вместе с тем необходимо сохранить инвестиционный элемент таких платежей, доверив часть задач обеспечения социального благополучия негосударственным страховым и инвестиционным институтам.
4. Предлагается начать системную ревизию принудительных платежей, взимаемых в гражданско-правовом порядке (обязательное страхование, вынужденное приобретение различных «услуг» и т. п.).
5. Необходимо проводить ежегодную оценку бремени всех принудительных платежей в целом по экономике и по отдельным отраслям.
6. Для выполнения указанных мероприятий требуется создать рабочую группу на межотраслевом и межведомственном уровне, которая объединила бы усилия государства, бизнеса и экспертов.