Платить с выгодой
15, Марта 2016
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
канд. юрид. наук
главный редактор,
канд. юрид. наук
Новая «дорожная карта» по улучшению администрирования доходов бюджета, подготовленная Минфином России1, строится на давно набившем оскомину подходе: упрощение администрирования для добросовестных налогоплательщиков и ужесточение контроля и ответственности для уклонистов.
На деле этот путь приводит лишь к нелепым жестокостям2: закручивать гайки привычнее и легче, упрощать администрирование – опаснее. Как бы чего не вышло ненароком. Да и исполнять конституционную обязанность каждый должен, считают налоговые пуритане, без всяких поблажек от государства.
К тому же меры по упрощению администрирования касаются полномочий налоговых органов, а на объем прав налогоплательщиков не влияют.
Например, разрекламированный институт «12 критериев отбора объектов выездных проверок» вовсе не означает, что благополучный плательщик налогов и сборов может оспорить необоснованное назначение проверки.
Такие «упрощения администрирования» – выхолощенные, декоративные реверансы налогоплательщикам. В действительности они не работают и никаких стимулов не создают.
Но давно замечено и широко практикуется в бизнесе (и не только), что лучший стимул не угроза, а поощрение. Любой бизнес, заинтересованный в росте, стимулирует покупательскую активность, увеличение трат, старается превратить текущие затраты в будущие доходы посредством системы скидок, накопления баллов, миль, условных единиц…
Траты налогоплательщиков также можно превратить в их активы. Для этого суммы налоговых платежей надо представить как «налоговый капитал», который может работать на налогоплательщика. Чем длиннее «налоговая история» лица, чем значительнее его «накопления», тем больше «административных благ» оно заслуживает3.
Чтобы система была доступна всем, а не только крупнейшим компаниям, получаемые блага следует масштабировать в зависимости от «накопленных сумм».
Например, необходимо установить, что возмещение НДС в заявительном порядке допускается в пределах 5% от совокупной суммы налогов, уплаченной за предшествующие пять лет. Налоговые отсрочки и рассрочки могут предоставляться автоматически на сумму, не превышающую те же показатели. При неумышленном занижении налога штраф должен взиматься в размере 10%, а не 20%, как установлено сейчас, если сумма недоимки не превысила 10% от общей суммы налога, подлежащего уплате за проверочный период.
От абсолютных показателей следует отказаться и при криминализации недоимки. Принцип существенности, соотносимый с размером бизнеса и общей суммой налоговых платежей, должен получить закрепление в Уголовном кодексе РФ.
Внедрение идей «налогового капитала» создаст преимущества тем, кто стремится сохранить свой бизнес в одной форме, а не манипулирует компаниями, дробит их, бросает и т. д.
Работать долго и прозрачно может стать выгодным.
1 См.: Минфин предложил правительству способы пополнить бюджет // Ведомости. 2016. 16 февраля. № 4016.
2 Наподобие наделения следователей, имеющих поверхностное представление о налоговом праве, правом возбуждать уголовные дела об уклонении от налогообложения. Только за 2015 г. число возбужденных дел увеличилось по разным оценкам от 62% (по данным Следственного комитета РФ) до 82% (по данным Уполномоченного при Президенте РФ по правам предпринимателей Б.Ю. Титова).
3 Впервые идею внедрения «налоговой кредитной истории» высказал В.М. Зарипов – см.: Зарипов В.М. Как стимулировать честность налогоплательщика // Ведомости. 2015. 3 августа. № 3886.