Принцип экономического основания налога в спорах о ставке НДС по связанным с экспортом услугам
ведущий юрист юридической компании «Пепеляев Групп»
E-mail: info@pgplaw.ru
Применение нулевой ставки при налогообложении экспортных услуг вызывает множество вопросов. По мнению автора, решение проблемы лежит не столько в плоскости формально-юридического толкования подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, сколько в экономическом основании НДС, уплачиваемого при перемещении экспортируемых товаров через таможенную границу РФ
Устанавливая открытый перечень работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров, законодатель не определил критерии такой связи.
Высший Арбитражный Суд РФ неоднократно предпринимал попытки восполнить этот пробел – на сегодняшний день по данному вопросу Президиумом ВАС РФ принято более 30 постановлений. Конституционный Суд РФ обсуждал проблему налогообложения экспортных услуг четырежды (в 2009 г. – дважды). Но проблема так и не решена.
Подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ
При реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, налогообложение производится по ставке 0%.
Данное правило распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте:
- по организации и сопровождению перевозок;
- перевозке или транспортировке;
- организации, сопровождению;
- погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров;
- иные подобные работы (услуги).
Почему необходимо учитывать принцип экономической обоснованности налогов?
Согласно пункту 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Конституционный Суд РФ при толковании норм налогового законодательства неоднократно руководствовался данным принципом.
В качестве примера приведем Определение КС РФ от 07.02.2002 № 29-О по жалобе ЗАО «Нижегородоблснаб», в котором толкование налогового закона дано с учетом невозможности уплаты налога на прибыль с фактически неполученных доходов, так как это несовместимо с природой данного налога как платежа с полученной прибыли, доходов (ст. 2 Федерального закона от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», ст. 247 НК РФ).
Наиболее интересны в этом отношении постановления КС РФ от 13.03.2008 № 5-П по жалобам ряда граждан и от 22.06.2009 № 10-П по жалобе РХТУ им. Менделеева и МАИ (ГТУ), а также Определение от 19.05.2009 № 815?О-П по жалобе ОАО «Каустик». В них отмечается, что в налоговых правоотношениях равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими условия, несмотря на то, что между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.
КС РФ в постановлениях от 28.03.2000 № 5-П по жалобам ЗАО «Конфетти» и гражданки И.?В. Савченко и от 19.06.2003 № 11-П по жалобам ряда граждан отметил, что интерпретация нормы закона должна осуществляться с учетом цели соответствующих законоположений. При этом толкование, осуществляемое вне системной связи с другими нормами закона, означает придание ей смысла, противоречащего аутентичному, что недопустимо с точки зрения правовой логики.
Несмотря на то что в практике ВАС РФ мы не нашли столь же наглядных примеров применения принципа экономической обоснованности налогов, справедливости ради следует отметить постановления Президиума ВАС РФ от 10.02.2009 № 12687/08 по делу ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» и от 25.11.2008 № 7841/08 по делу ОАО «Первоуральский новотрубный завод».
В первом деле при анализе содержания статьи 148 НК РФ в отношении места реализации работ Президиум ВАС РФ указал, что при установлении налогов необходимо учитывать цели налогообложения. Во втором – отмечая необходимость создания законодателем условий, обеспечивающих возможность применения статьи 275.1 НК РФ в различных ситуациях, Президиум ВАС РФ отметил, что устанавливаемые налоговым законодательством требования должны быть выполнимы.
В чем экономическая сущность положений подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ?
Ответ на этот вопрос содержится в решениях Конституционного Суда РФ, но, прежде чем перейти к ним, обратимся к позиции Суда об экономическом содержании самого налога на добавленную стоимость. Она изложена в актах КС РФ:
Постановлении от 28.03.2000 № 5-П по жалобам ЗАО «Конфетти» и гражданки И.?В. Савченко;
Постановлении от 20.02.2001 № 3-П по жалобе ЗАО «Востокнефтересурс»;
Определении от 09.06.2005 № 287-О по запросу Законодательного собрания Иркутской области;
Определении от 11.05.2006 № 157-О по жалобе ЗАО «НПП „Тема“».
В названных решениях НДС охарактеризован как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
НДС – это косвенный налог (налог на потребление): реализация товаров (работ, услуг) производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму этого налога, а его уплата в бюджет – за счет полученных от покупателей (заказчиков) денежных средств.
Экономическая сущность положений подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ раскрыта Конституционным Судом РФ в определениях от 19.01.2005 № 41-О по жалобе ООО «Оренсал» и от 15.05.2007 № 372-О-П по жалобе ОАО «АК ТТН „Транснефтепродукт“»: по общему правилу обложение НДС экспортируемых товаров, а также работ и услуг, связанных с экспортом товаров, осуществляется в стране назначения. В условиях использования принципа страны назначения налогообложение добавленной стоимости, образуемой при производстве и реализации товаров, происходит на территории страны-импортера.
Данную позицию КС РФ развил в определениях от 05.02.2009 № 367-О-О по делу ОАО «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» и от 02.04.2009 № 475-О-О по делу ОАО «ТНК-Нягань», отметив, что при обложении НДС экспортируемых товаров, а также работ и услуг, связанных с экспортом товаров, происходит не только освобождение налогоплательщика от уплаты НДС по операциям реализации соответствующих товаров (работ, услуг), но и возмещение из бюджета сумм НДС, перечисленных налогоплательщиком своим поставщикам (возврат «входного» налога). Суд подтвердил, что применение такого порядка в отношении экспортируемых товаров способствует усилению конкурентоспособности товаров из России на мировом рынке, поскольку по общему правилу обложение НДС экспортируемых товаров, работ и услуг, связанных с экспортом этих товаров, осуществляется в стране назначения.
В контексте подхода КС РФ интересно Постановление Президиума ВАС РФ от 24.06.2008 № 2968/08 по делу ООО «Торг Мастер», в котором позиция обоснована экономическим содержанием положений пункта 1 статьи 164 НК РФ. В главе 21 Кодекса содержатся нормы, связанные и с таможенным режимом экспорта, и с таможенным режимом реэкспорта, но налоговая ставка 0% предусмотрена в отношении товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, то есть очевидна правовая определенность норм об экономической поддержке налогоплательщика-экспортера, поэтому расширительное толкование подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ невозможно (см. текст на полях, с. 14).
Экономическое содержание принципа обложения НДС экспортируемых товаров сводится к тому, что, в отличие от российских налогоплательщиков, иностранная компания – приобретатель экспортируемых товаров (работ, услуг), не осуществляющая с приобретаемыми товарами (работами, услугами) облагаемых НДС операций, лишена возможности принять к вычету НДС, уплаченный российским поставщикам (подрядчикам). И для того, чтобы создать для иностранной компании равные экономические условия, законодателем предусмотрена ставка 0% в отношении приобретаемых ею товаров, работ и услуг.
С другой стороны, применение ставки 0% в отношении работ (услуг), приобретаемых российскими налогоплательщиками, экономически бессмысленно, даже если такие работы (услуги) связаны с экспортируемыми товарами, поскольку для них право принять к вычету суммы входного НДС прямо предусмотрено статьей 171 НК РФ.
Заметим, что до 2005 г. особых проблем с толкованием подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ у налогоплательщиков не возникало. Они появились с принятием Президиумом ВАС РФ постановлений от 20.12.2005 № 9252/05 и № 9263/05 по делу ООО «СП „Ваньеганнефть“», в которых было прямо указано на невозможность по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
С точки зрения высших судебных инстанций нормы подп. 1 и 2 п. 1 ст. 164 НК РФ направлены на:
- экономическую поддержку отечественных товаропроизводителей-экспортеров;
- усиление конкурентоспособности экспортируемых товаров (работ, услуг) на мировом рынке.
Достижение этих целей осуществляется на основании общепринятого в мировой практике принципа обложения НДС экспортируемых товаров, а также связанных с ними работ и услуг, на территории страны-импортера.
Именно с этого момента вопрос о критериях непосредственной связи работ, услуг с производством и реализацией экспортируемых товаров стал камнем преткновения при применении подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Критерии отнесения работ (услуг) к облагаемым НДС по ставке 0%
Анализируя условия применения ставки 0% в отношении работ (услуг), связанных с экспортируемыми товарами, КС РФ в своих определениях от 05.02.2009 № 367-О-О и от 02.04.2009 № 475-О-О обязал суды устанавливать, исследовать и оценивать всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств:
выяснять характер операций и возможность их осуществления только в отношении экспортируемых товаров;
устанавливать, являлся ли товар в момент оказания услуги экспортируемым и был ли он на момент совершения данных операций помещен под таможенный режим экспорта, и т. п.
Анализ практики Президиума ВАС РФ также показывает, что в большинстве случаев Суд ориентируется на перечисленные требования1.
В Постановлении от 03.11.2009 № 9476/09 по делу ОАО «ТНК?Нижневартовск» ВАС РФ указал, что для решения вопроса о надлежащей налоговой ставке для услуг, связанных с экспортом, необходимо соотнести дату оказания услуг с датой помещения товара под таможенный режим экспорта.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ2, неопределенность законодательного регулирования допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит, к нарушению принципов равенства и верховенства закона. Приведенная правовая позиция имеет общее значение для всех сфер законодательного регулирования, в том числе и для финансового регулирования.
Повторяя данные выводы в Постановлении от 27.05.2008 № 8-П по жалобе гражданки М.?А. Асламазян, КС РФ сослался на Европейский суд по правам человека, который основывается на принципе правовой определенности и подчеркивает, что закон во всяком случае должен отвечать установленному Конвенцией о защите прав человека3 требованию о том, что законодательные нормы должны быть сформулированы с достаточной четкостью и позволять лицу, прибегающему к юридической помощи, предвидеть, к каким последствиям могут привести его действия.
Вместе с тем следует признать, что большинство постановлений Президиума ВАС РФ по рассматриваемой проблеме не содержат столь же определенных ориентиров, позволяющих налогоплательщикам предвидеть, с какими последствиями могут быть связаны их действия.
В одних постановлениях Президиум ВАС РФ отмечает, что основным содержательным критерием, позволяющим отнести услуги к облагаемым НДС по ставке 0%, является их непосредственная связь с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта4. В других – делает вывод, что режим обложения услуг налогом на добавленную стоимость по ставке 0% не зависит от количества посредников5.
Еще более категоричные выводы, исключающие толкование норм подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ с учетом принципа экономической обоснованности налогов, Президиум ВАС РФ сделал в постановлениях по делам ОАО «Владивостокский морской торговый порт» и ОАО «АК ТТН «Транснефтепродукт»6: положения главы 21 Кодекса связывают режим обложения транспортных услуг НДС по налоговой ставке 0% с фактом трансграничного перемещения с территории (или на территорию) РФ товаров, пассажиров и багажа, а не с наличием у лиц, выполняющих данные операции, внешнеэкономических контрактов и (или) договорных отношений с российскими экспортерами (импортерами).
Выделим отдельно некоторые постановления Президиума ВАС РФ по делам, в которых рассматривалось применение критериев отнесения работ (услуг), связанных с экспортом товаров, к облагаемым НДС по ставке 0% (см. таблицу, с. 19).
Хотя приведенные акты не охватывают всего разнообразия возможных вариантов, читателям, на наш взгляд, полезно узнать позицию Высшего Арбитражного Суда РФ и учитывать ее в конкретных практических ситуациях.
Особый случай составляют услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов, а также газа по отдельным участкам нефте-, нефтепродукто- или газопроводов. Как правило, такие услуги оказываются не покупателю соответствующих товаров и даже не их экспортеру, а организации, которая осуществляет управление системой трубопроводов.
По действовавшей ранее инструкции «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость»7 услуги по транспортировке экспортируемых нефти, нефтепродуктов и газа трубопроводным транспортом считались экспортируемыми при наличии прямых контрактов на оказание этих услуг между российскими плательщиками НДС и иностранными юридическими и физическими лицами при подтверждении в установленном порядке факта пересечения продукцией границ стран – участников СНГ и наличии платежных документов, подтверждающих оплату этих услуг иностранным лицом (п. 14 «б»).
При отсутствии четких разъяснений содержания понятия «непосредственная связь» именно из такого толкования действующей редакции подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ исходило большинство нефте- и газотранспортных организаций до начала 2009 г., основываясь на позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 27.05.2008 № 8-П.
Между тем Президиум ВАС РФ в постановлениях от 25.02.2009 № 13893/08 и от 10.11.2009 № 10834/09 по делам ОАО «АК по транспорту нефти „Транснефть“», от 03.11.2009 № 9476/09 по делу ОАО «ТНК-Нижневартовск» исключил возможность приведенного толкования. Суд указал, что ключевой аспект для применения нулевой ставки – это факт пересечения товаром таможенной границы РФ, а не наличие прямых контрактов на поставку с иностранными покупателями. В качестве дополнительного довода Президиум ВАС РФ указал, что транспортным организациям было заведомо известно о количестве и направлении транспортировки экспортируемых товаров по системе трубопроводов.
Выводы
Предложенная попытка систематизации подходов Президиума ВАС РФ в разъяснении содержания понятия «непосредственная связь» вряд ли дает ответы на все вопросы, возникающие при обложении НДС по ставке 0% работ и услуг, связанных с экспортом товаров.
К сожалению, столь разнообразная практика исключает правовую определенность в данном вопросе и не позволяет налогоплательщику предвидеть, какие последствия повлекут его действия, даже с учетом рассмотренных выводов Президиума ВАС РФ по конкретным делам.
Универсальный правовой подход к разрешению данной проблемы, который, на наш взгляд, мог бы основываться на принципе экономической обоснованности налога.
Примеры определения Президиумом ВАС РФ ставки НДС по услугам, связанным с экспортом товаров
Реквизиты Постановления ВАС РФ |
Вид услуги и вывод Суда |
Ставка 0% | |
– от 19.02.2008 № 12371/07; – от 20.05.2008 № 12010/07; – от 14.10.2008 № 6269/08 |
Услуги по декларированию и оформлению необходимых документов на экспортируемый товар (без таких услуг невозможен экспорт товаров) |
– от 04.03.2008 № 14227/07; – от 04.03.2008 № 16581/07 |
Услуги по подаче, уборке и взвешиванию вагонов (такие услуги входят в единый комплекс перевозочных услуг, без которых невозможен вывоз экспортируемых товаров) |
– от 19.02.2008 № 12371/07 | Услуги по оптимизации электрических и энергетических режимов передачи электроэнергии (расчет стоимости таких услуг основывался на количестве экспортированной налогоплательщиком электроэнергии, что указывает на непосредственную связь таких услуг с экспортируемым товаром) |
Ставка 18% | |
– от 04.07.2006 № 2313/06; – от 04.07.2006 № 2316/06; – от 20.05.2008 № 412/08 |
Услуги по предоставлению транспортного средства с экипажем (договор фрахтования судна на время [тайм-чартер] представляет собой договор аренды имущества, а не перевозки) |
– от 28.10.2008 № 6068/08; – от 28.10.2008 № 7752/08; – от 28.10.2008 № 6080/08 |
Услуги по доставке (возврату) порожних вагонов-цистерн (такие услуги не связаны с экспортом товаров) |
– от 19.02.2008 № 12371/07; – от 20.05.2008 № 12010/07 |
Услуги по обеспечению системной надежности ЕЭС России посредством непрерывного управления режимами ее работы (такие услуги не связаны непосредственно с экспортируемой электроэнергией) |
Principle of Economic Grounds for Taxes in Disputes on the VAT Rate in Connection with Export Services
Application of the zero percent rate of VAT on the taxation of export services evokes a number of issues. In the author’s opinion this issue should not be resolved in accordance with the formal legal construction of sub-clause 2, clause 1, article 164 of the Russian Tax Code, but rather in terms of the economic justification of VAT payable at the time of the movement of exported goods across the customs border of the Russian Federation
2 См.: постановления КС РФ от 17.06.2004 № 12-П; от 11.11.2003 № 16-П; от 13.12.2001 № 16-П; от 05.07.2001 № 11-П; от 30.01.2001 № 2-П; от 28.03.2000 № 5-П; от 25.04.1995 № 3-П.
3 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950).
4 См.: постановления Президиума ВАС РФ от 19.02.2008 № 12371/07 и от 20.05.2008 № 12010/07 (дело ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»).
5 См.: постановления Президиума ВАС РФ от 15.04.2008 № 17459/07 по делу ЗАО «АгроРегионИнвест», от 25.02.2009 № 13893/08 по делу ОАО «АК ТТН „Транснефтепродукт“», от 10.11.2009 № 10834/09 по делу ОАО «АК ТН „Транснефть“».
6 См.: постановления Президиума ВАС РФ от 05.06.2007 № 877/07 и от 25.02.2009 № 13893/08.
7 Инструкция Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (утратила силу в связи с изданием Приказа МНС РФ от 06.03.2001 № БГ?3?03/77). До введения в действие главы 21 НК РФ фактически разъясняла и дополняла Закон РФ от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».